НКО-контроль: что изменилось в законодательстве?

С этого года инспекторы министерства юстиции вправе надзирать за проводимыми некоммерческими организациями мероприятиями и истребовать их переписку, сообщает Агентство Правовой Информации.

С этого года инспекторы министерства юстиции вправе надзирать за проводимыми некоммерческими организациями мероприятиями и истребовать их переписку, сообщает Агентство Правовой Информации.
Новые правила упраздняют принцип добросовестности деятельности общественных объединений. Ужесточаются и требования к их отчетности.

Вступивший в силу 11 января административный регламент затрагивает все некоммерческие организации (НКО), включая как политические партии, правозащитные, благотворительные и иные неправительственные структуры, так и государственные и муниципальные учреждения. В отличие от бизнеса, на проводимые юридическим ведомством инспекции не распространяется ни объявленный Правительством России мораторий плановых проверок, ни «антикошмаривающий» федеральный закон.

К вам едет ревизор

Эксперты отмечают, что в новом административном регламенте Министерства юстиции РФ отсутствуют принципы проведения контрольных мероприятий. В прежнем нормативном акте, который применялся в течение десяти лет, презюмировались законность и добросовестность некоммерческих организаций, а также декларировалось невмешательство в их деятельность.

Теперь же чиновники, наоборот, намерены вторгаться в повседневную работу всех НКО. В частности, регламент предусматривает возможность участия проверяющих в проводимых мероприятиях. По его итогам представитель юридического ведомства будет составлять специальную справку, которая приобщается к досье НКО. В случае выявления нарушений чиновники вправе принять решение о приостановлении деятельности организации и применении иных мер. Формально такие визиты затронут в том числе мероприятия религиозных организаций.

Плановые проверки НКО могут проводиться не чаще одного раза в три года, сведения о предстоящем визите должны включаться в утверждаемый руководством Министерства юстиции РФ годовой график. Так, в наступившем году инспекторы намерены нанести визит почти в 3,8 тысячи организаций, обозначенные цели – проверка «соответствия деятельности целям, предусмотренным учредительными документами, и законодательству РФ», а также «расходования денежных средств и использования иного имущества уставным целям». Почти треть плановых проверок затронет религиозные организации. Например, предполагается, что Евангелическо-лютеранская община Волгограда, Еврейский Общинный Центр, католическая организация «Каритас-Волгоград» и несколько приходов Русской православной Церкви получали иностранное финансирование.

Поводом для внеплановой проверки НКО может быть любое сообщение о факте нарушения закона. С целью предупреждения злоупотреблений анонимные «доносы» не рассматриваются, а электронные обращения принимаются только при условии авторизации автора на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Вместе с тем ознакомление проверяемой организации с текстом сообщения и информации об авторе регламентом не предусмотрено, пишет АПИ.

По общему правилу юридическое ведомство должно предварительно уведомить НКО о назначенном визите, обозначить цели, предложить подготовить документы и, при наличии возможности, – выделить для инспектора отдельное служебное помещение. Незамедлительно рейды можно проводить в случае предполагаемого совершения организацией нарушений избирательного законодательства и экстремистских проступков. Также разрешается предварительно не уведомлять НКО, подозреваемых в выполнении функций иностранного агента.
Прозрачные активисты
В новом регламенте впервые закреплен исчерпывающий перечень документов и информации, которые могут запрашиваться у проверяемых некоммерческих организаций. Но по факту он исключает любую конфиденциальность. Кроме финансовой, кадровой и административной документации НКО обязаны будут предоставить инспекторам юридического ведомства всю переписку по вопросам осуществления уставной деятельности, в том числе с частными лицами, информацию о полученных от них или переданных пожертвованиях, содержание проведенных мероприятий (в том числе не являющихся публичными), программах деятельности и так далее.
Чиновники вправе истребовать документы об участии НКО в конкурсах на отечественные или зарубежные гранты (даже если они не были получены), содержательные отчеты по такому финансированию, а также некие «публикации в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет» (даже если сама организация не ведет такой мониторинг).
Все эти материалы должны предоставляться чиновникам в течение десяти рабочих дней, а при проведении выездной проверки – за два дня. Защиту сведений, составляющих адвокатскую, врачебную и иную охраняемую законом тайну, административный регламент не предусматривает. Хотя многие благотворительные организации оказывают помощь больным и инвалидам, в том числе детям, а переписка и связанные с финансированием документы чаще всего содержат подробную информацию медицинского характера.

Равно как административный регламент распространяется на проверки адвокатских образований, то есть формально позволяет чиновникам истребовать защищенную федеральным законом переписку с клиентами. В пресс-службе Министерства юстиции РФ АПИ подтвердили , что к числу поднадзорных НКО относятся являющиеся юридическими лицами коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации. Вместе с тем чиновники признают приоритет защиты, в том числе адвокатской тайны. «Документы и материалы, содержащие адвокатскую, врачебную и иную охраняемую законом тайну, если иное не предусмотрено законом, в рамках данного предмета контроля не запрашиваются», – пояснили в юридическом ведомстве.

Специальные требования установлены в отношении религиозных организаций. В отличие от НКО, они вправе не раскрывать источники финансирования – достаточно в простой письменной форме сообщить о размере пожертвований и иных средств целевого использования, полученных и направленных за проверяемый период. Исключение касается только иностранных плательщиков. Обязательным является предоставление данных о религиозных и иных мероприятиях (периодичность, форма и места проведения, тема и прочее), а также «об основах вероучения и соответствующей ему практике, в том числе об истории возникновения данной религии и религиозной организации, о формах и методах ее деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для участников и служителей религиозной организации в отношении их гражданских прав и обязанностей».
Не так страшен Минюст...
Само юридическое ведомство в минувшем году проверило всего 28 НКО, в деятельности 19 были выявлены нарушения. В частности, несколько организаций, в том числе Всероссийский комитет граждан за честные выборы, подозревались в финансировании Коммунистической партии социальной справедливости, но внеплановая инспекция не подтвердила эти факты. Сразу четыре ревизии выдержал Всероссийский ленинский коммунистический союз молодежи. В свою очередь, 23 нарушения выявили в деятельности Азербайджанского молодежного объединения России – на устранение чиновники выделили почти три месяца. 17 проступков предписано исправить Конгрессу поляков в России. Предупреждения получили и четыре религиозных организации.

В свою очередь, территориальные органы Министерства юстиции РФ за год провели более 4,7 тысячи проверок НКО, в том числе 729 в плановом порядке, 78 раз инспекторы приходили в офисы организаций. Обращения граждан стали поводом для 124 «рейдов». По итогам 70 процентов надзорных мероприятий чиновники выявили те или иные нарушения. На НКО и их руководителей наложено 210 административных штрафов в размере 2,6 млн рублей. При этом, согласно отчету юридического ведомства, контролем некоммерческого сектора занималось 457 штатных сотрудников, а общие бюджетные расходы на проведение проверок превысили 233 млн рублей.
Отчетное обременение
В сентябре минувшего года были утверждены и новые формы отчетности большинства НКО. По утверждению чиновников, они «не претерпели глобальных изменений». Практически единственная поправка – выделение средств, полученных организациями от российских компаний, фактически принадлежащих (имеющих бенефициарными владельцами) иностранцам. Таковыми признаются юридические лица, в которых иностранным гражданам прямо или косвенно принадлежит более 25 процентов в капитале (акций, долей), либо эти граждане «имеют возможность контролировать их действия».

Действующий «антиотмывочный» федеральный закон возлагает выявление таких бенефициаров на сами российские компании. В Федеральной службе по финансовому мониторингу признают, что эта информация в Едином государственном реестре юридических лиц не отображается, а для поиска фактических владельцев компания должна предпринять «все доступные меры», в том числе запросить сведения у учредителей и участников (акционеров).

Как НКО должны будут узнать о наличии у пожертвовавших, возможно, небольшие суммы российских юридических лиц иностранных владельцев – не разъясняется. В свою очередь, в подобной ситуации руководство юридического ведомства рассчитывало на «законность и добросовестность некоммерческих организаций» ( АПИ писало об этом – Отчетность некоммерческих организаций ужесточили ).

С другой стороны, новые формы и требования к их заполнению вступят в силу 1 марта, тогда как предельный срок предоставления отчетности за 2021 год – 15 апреля. То есть успевшие отправить документы до конца зимы организации вправе воспользоваться прежними формами и не указывать связанных с иностранцами российских «доноров». Опоздавшим придется выполнять поиск, писать запросы и так далее.

Как сообщает АПИ, согласно действующему регламенту, отчетность НКО публикуется на специальном информационном ресурсе Минюста. Дополнительно организация вправе разместить отчет на своем или ином сайте, а также передать его для публикации в средства массовой информации. «Размещению в сети Интернет не подлежат сведения о дате рождения, данных документа, удостоверяющего личность, адресе (месте жительства) членов руководящего органа некоммерческой организации», – отмечается в правилах.
Справка

Справка SK-NEWS.RU :
В реестр Министерства юстиции России включено почти 210 тысяч зарегистрированных НКО. В их числе - 31,9 тысячи религиозных, 19,1 тысячи фондов и 7,8 тысячи партнерств, 16 тысяч профсоюзов, четыре тысячи адвокатских бюро, коллегий и объединений, 2,6 тысячи казачьих обществ, две тысячи политических партий, 1,3 тысячи национально-культурных автономий. Выполняющими функции иноагента в России признано 72 НКО.

"Проект нового административного регламента впервые опубликовали для общественного обсуждения за полтора года до утверждения. Но, видимо, дорабатывался он в большой спешке. На эту мысль наводят многочисленные внутренние противоречия и использование очевидно требующих дополнительной конкретизации формулировок. Некоторые нормы регламента противоречат требованиям федерального закона, защищающего юридические лица при проведении проверок. В частности, исключена презумпция добросовестности проверяемых организаций.
Право Минюста направлять своих представителей для участия в проводимых НКО мероприятиях закреплено в регламентирующем их деятельность федеральном законе. Вместе с тем не ясно, какие мероприятия организация может объявлять «закрытыми». Тогда как противодействие должностным лицам при посещении мероприятий НКО может квалифицироваться как воспрепятствование законной деятельности органов контроля, с привлечением сотрудников НКО к административной ответственности.
Кроме того, не урегулирован вопрос предоставления Минюсту материалов, которые содержат адвокатскую, врачебную или иную тайну, а также персональные данные третьих лиц. Очевидно, что законы об охране таких тайн и конфиденциальности персональных данных имеют приоритет перед ведомственным регламентом. Но не все НКО об этом знают, а предоставив избыточные сведения, формально нарушат закон и права своих сотрудников, доверителей и иных граждан", - прокомментировала Софья Прохорова, юрист «Правовой команды». Михаил Сергеев

Последние новости

Новые инициативы в области здравоохранения в Москве

Москва запускает ряд программ для улучшения здоровья граждан.

Строительство нового онкодиспансера в Кабардино-Балкарии

Кабмин КБР обеспечивает республику современным медицинским оборудованием.

Завершение строительства поликлиники в Нальчике

Партийцы «Единой России» проконтролировали ход работ на объекте.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Гатчине на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *