К тревогам Александра Сокурова в отношении Кавказа и кавказской политики
Многих удивило резкая реакция обычно сдержанного в публичных общениях Президента В. Путина на вполне правозащитное выступление кинорежиссера Александра Сокурова, написал SK-NEWS.RU северокавказский этнолог Хамид Ольпанов.
Многих удивило резкая реакция обычно сдержанного в публичных общениях Президента В. Путина на вполне правозащитное выступление кинорежиссера Александра Сокурова, написал SK-NEWS.RU северокавказский этнолог Хамид Ольпанов.
Еще больше удивило, что громкие пропагандисты тут же начали нагнетать страхи «арестуют Сокурова или не арестуют?». А иные из них пошли дальше – стали ерничать мол «Сокуров, почитай, уже кандидат на Нобелевскую премию», публично вменяя ему некий «ход во вкусе Запада». Неловко за господ - пропагандистов, но виной всему, увы, характер реакции Президента, ее необычная эмоциональность. Почему-то из круга вопросов, поднятых режиссером, была выхвачена фраза «отпустите всех желающих». Мы еще вернемся к этой фразе.
Едва ли А. Сокуров нуждается в моей защите (да и судя по всему ничего ему не угрожает), но будучи кавказцем по судьбе и этничности и россиянином по убеждению и культуре, хотел бы дополнить его «кавказские тревоги» фактами, которые особенно задевают и раздражают кавказцев.
Однако начну с вопроса, омрачившего атмосферу заседания СПЧ. Надо ли сегодня кого-то из этносов Кавказа куда-то отпускать? Нет, конечно! - скажет вам любой здравый умом кавказец. Да и никто, к счастью, никуда не просится. «Лихие» 90 и «горячих кавказцев» тоже научили - подобные уходы куда-то кончаются плохо. Кавказ и кавказцы ныне хотят совсем другого – серьезных перемен в экономике, политике и практике управления на Кавказе, что сложилась в «чрезвычайные» 2000-е годы. В этом контексте кавказцев (особенно - молодых) раздражает, прежде всего, то, что из Центра нам навязываются различные странности, якобы «под кавказские чаяния и традиции». В их числе - даже «наследственная» форма правления в республиках региона.
В Кабардино-Балкарии просто странный рекорд: республикой правит уже третий человек с фамилией Коков (хотя особого процветания здесь не видно). Будто речь идет не об одном из субъектов демократической России, а об экзотических территориях.
Трудно себе представить, что Москвой будут править одни Лужковы, а Питером - только Собчаки. Но почему-то на Кавказе такое возможно. Почему? - нам, кавказцам непонятно. Раздражает ли это людей? Безусловно. Служит ли это истоком недовольства в адрес Центра (не говоря уже о бурных сетевых и кулуарных толках и обидах по поводу «надоевших порядков управления», что, видимо, обеспокоило Александра Сокурова).
На Кавказе живут такие же люди, как и в любой другой точке России. Люди, которые хотят демократии, свободы, нормальной открытой и нормально сменяемой власти.
Но почему с явного благословления Центра и при его поддержке в привилегированного спикера Кавказа по любому вопросу и событию превращен Рамзан Кадыров? Он мужественный и энергичный человек и федеральные власти ему многим обязаны в замирении Чечни. Но этносы Кавказа и кавказцы куда демократичнее, либеральнее, терпимее, чем это предстает в заявлениях и оценках Главы Чечни.
Кроме того, вразрез с духом и принципами законов РФ в кавказском регионе и по сей так и не проведена приватизация земли - самого главного экономического ресурса региона. Ведь в России приватизация земли завершилась еще в 90-х годах. А на Кавказе земля и по сей день не стала доступным для каждого активного человека фактором экономической жизни. Напротив, земля остается во власти и управлении чиновников и по их усмотрению раздается (или не раздается) во временную аренду, что сопровождается острыми конфликтами. Получается так, что земля на Кавказе изъята из нормального свободного экономического оборота, лишена залоговых функций и превращена в «дарственный фонд» в руках чиновника. А это, в свою очередь, обрекает кавказца на постоянную борьбу за клочок земли, где порой пускается в ход даже оружие. Может это не затрагивать людей? Затронуло это Александра Сокурова. Странно, что этого не замечают федеральные власти.
Остается добавить разве что немыслимую перенаселенность кавказских республик, многолетнюю стагнацию их экономик, критически высокий уровень безработицы (особенно - среди молодежи) и нищенские зарплаты тех, у кого есть работа. Как может чувствовать себя кавказец в такой ситуации? И еще. Что он чувствует, когда, перебираясь в поисках выхода из этой ситуации в некий российский город и пытаясь найти там жилье, наталкивается на позицию «лицам не славянской национальности не сдается»? Это, увы - реальности. Это все происходит в нашей общей стране!
Александр Сокуров, похоже, уловил в этих тяжелых переплетениях проблем самое важное и самое опасное - утрату открытого характера развития кавказских этносов и их культур в общем российском русле роста и цивилизационного прогресса («уход культур в этнические формы развития», как определил режиссер). Однако то, что человек искусства А. Сокуров деликатно именует «уход в этнические формы развития», на языке политологии и социологии именуется куда резче и тревожнее –уходом (убеганием, а то – и падением, самозамыканием) этноса в этнокультурный анклав, что, увы, может аукнуться в будущем самыми опасными последствиями, а то и «повтором Кавказа 90-х».
Да, есть национальные проекты, разные планы и программы развития экономики и инфраструктуры Кавказа (увы, буксующие большей частью). Все это полезно, но явно недостаточно и не соразмерно реальной проблемности региона. Ситуация сегодня такова, что в кавказской политике пора отходить от рожденного условиями 2000-х прагматизма в духе известной русской поговорки «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» или же по чиновно-кабинетной формуле «действуем на Кавказе по-кавказски». Отходить от порожденных подобными стратегиями феноменов: «наследственного правления», слитности собственности (земли) и власти, условности контуров власти и полномочий иных кавказских деятелей.
На смену всем этим странностям просится стратегия глубокой интеграции Кавказа и кавказских этносов в Россию и российскую цивилизацию, затрагивающая все аспекты жизни кавказцев, снимающая всякую анклавность, ведущая к диффузности активного сосуществования русского и кавказского этносов, русской и кавказских культур. Это, прежде всего - в интересах России, ее исторических перспектив.
А Александру Сокурову спасибо и респект за доброе и тревожное сердце.
Хамид Ольпанов, этнолог
Хамид Ольпанов, этнологПоследние новости
Новые инициативы в области здравоохранения в Москве
Москва запускает ряд программ для улучшения здоровья граждан.
Строительство нового онкодиспансера в Кабардино-Балкарии
Кабмин КБР обеспечивает республику современным медицинским оборудованием.
Завершение строительства поликлиники в Нальчике
Партийцы «Единой России» проконтролировали ход работ на объекте.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований