В КБГУ прошел семинар ВШЭ по выработке внутренней системы оценки качества образования
19 октября 2022 года сотрудники Кабардино-Балкарского государственного университета им.
19 октября 2022 года сотрудники Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова приняли участие в семинаре Университетской национальной инициативы качества образования (УНИКО) «Внутренние системы оценки качества образования в университетах России», который провели эксперты из Высшей школы экономики.
С приветственным словом к собравшимся обратился и.о. первого проректора – проректора по учебной работе Вадим Лесев:
Благодарю, что нашли время для проведения сегодняшнего семинара. Надеюсь, что результаты сегодняшней работы найдут практические шаги по улучшению качества образования в вузе. Как вы знаете, наш вуз совершенно недавно отметил свой юбилей 90-летие со дня основания. У КБГУ сложились свои традиции по оценке качества образования, есть свои наработки. Мы, конечно, с удовольствием обменяемся с вами нашим опытом и будем рады, если вы нам предложите новые практики, которые позволят улучшить качество подготовки выпускников.
Как отметил директор института образования Высшей школы экономики Евгений Терентьев, цель проекта – разработать реальную дорожную карту по построению системы внутренней оценки качества образования для конкретного университета, в частности для КБГУ, с тем, чтобы университет, ориентируясь на нее, мог запустить работу системы.
Мы с коллегами из 13 российских университетов в период с 20220 по 2022 год по поручению Министерства науки и высшего образования провели большую серию исследовательских работ, которые были посвящены вопросам того, что происходит с качеством образования в условиях перехода на дистанционный режим работы, гибридный формат работы, т.е. с частичным возвращением в офлайн-режим, и выявили ряд интересных результатов. Несмотря на то что в целом образовательный процесс продолжил существовать и в основном университеты справились с таким большим стресс-тестом (безусловно, была форс-мажорная ситуация), тем не менее таких серьезных качественных изменений с точки зрения подходов к педагогическому дизайну, к структурированию образовательных программ, к методике ведения занятий не было. Все это могло бы быть выстроено немного по-другому для того чтобы обеспечить более качественное обеспечение образовательного процесса в онлайн и смешанном формате.
После этого мы вместе с группой университетов проанализировали опыт того, что университеты делали в период пандемии для обеспечения качества образования, собрали набор лучших практик, которыми мы в том числе делимся сейчас с другими университетами.
Это и есть цель нашего сегодняшнего семинара – поделиться лучшими практиками, обсудить, какие из них можно внедрять в опыт КБГУ с учетом той специфики, которая есть, потому что, безусловно, нельзя сказать, что есть такая универсальная пилюля, которая везде одинаково действует. Кстати, исследования показали, что тотальный онлайн не позволяет обеспечить качественного образования. Конечно, любую стратегию развития национального обеспечения качественного образования надо заземлять на конкретный опыт, на специфику университета и с участием ведущих специалистов этого университета вместе продумывать какие-то ходы, как можно здесь действовать, для того чтобы проводилась системная работа по развитию, по повышению качества образования,
– рассказал в своей презентации Евгений Терентьев.
Научный сотрудник института образования ВШЭ Надежда Княгинина, опираясь на опыт шести российских университетов, вывела внутреннюю систему оценки качества образования в университете в семи шагах – от старта обсуждения до финальной подготовки документов и запуска системы. Использовала опыт РУДН, Финансовый университет, Сколтех, ВШЭ, СПБГЭУ, Московский государственный психолого-педагогический университет, которые справились с этой задачей.
Первое, что нужно сделать университетам, по мнению Надежды Княгининой, определить, какие задачи университет хочет решать через внутреннюю систему оценки качества образования (ВСОКО). Затем выбрать подход в построении ВСОКО, который наиболее подходит университету и соответствует стратегическому видению руководства университета; сконструировать базовые принципы работы системы, а именно, определить, кто будет курировать и осуществлять оперативную деятельность, как охватить весь университет, как связать с управленческими решениями, как отслеживать эффективность; наладить диалог с участниками образовательных отношений (провести обсуждение предлагаемых решений, учесть предложения, заручиться поддержкой); определить инструменты, которые будут использоваться в системе оценки качества; провести апробацию определенных механизмов и инструментов ВСКО; принять регламенты (положение о ВСОКО, качественные документы, раздел на сайте).
По словам Надежды Княгининой:
От идеи до запуска системы оценки качества проходит 4 года. В целом, университеты не справились с выработкой системы оценки качества образования.
В КБГУ основными инструментами контроля качества образования являются входное тестирование студентов 1-го курса по профильным дисциплинам; оценка качества учебной деятельности студента и ее результатов – балльно-рейтинговые контрольные мероприятия; рейтинговая оценка профессорско-преподавательского состава. Параметрами качества, например, для оценки профессорско-преподавательского состава, являются такие, как возраст, научно-педагогический стаж работы, ученая степень, ученое звание, базовое образование, наличие повышения квалификации, индекс цитирования и др. Определяются допустимые для этого условия диапазоны параметров качества и формируется их оценка в баллах; ежегодное самообследование в рамках проведения ежегодного мониторинга эффективности КБГУ; опросы поступающих, обучающихся, выпускников, научно-педагогических работников, работодателей.
В целях улучшения внутренней оценки качества образования была переработана рейтинговая оценка профессорско-преподавательского состава с новыми качественными показателями, формируется кадровый резерв.
В планах еще две встречи с УНИКО в дистанционном формате. По итогам очной и онлайн встреч будет разработана Дорожная карта по улучшению системы ВСОКО КБГУ в зависимости от поставленных целей и задач. Данная работа направлена на решение отдельных задач, указанных в Программе развития КБГУ на 2021–2030 гг. в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет – 2030».
Последние новости
Новое отделение скорой помощи открывается в КБР
Республиканская клиническая больница готовится к введению в эксплуатацию нового корпуса стационарной скорой помощи.
Нарушения в организации питания школьников в Черекском районе
Прокуратура выявила ряд нарушений в образовательных учреждениях, касающихся питания учащихся.
Новые инициативы в области образования в региональных школах
Обсуждение реформ, направленных на улучшение качества образования.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку