РОДНОЙ ЯЗЫК – ПРОВОДНИК К СВОИМ ИСТОКАМ
Хороший педагог любит то, что преподает, и тех, кому преподает. Марьяна ХАМУКОВА уже несколько лет работает учителем кабардинского языка и литературы в МОУ «СОШ №1» с.п.
Хороший педагог любит то, что преподает, и тех, кому преподает. Марьяна ХАМУКОВА уже несколько лет работает учителем кабардинского языка и литературы в МОУ «СОШ №1» с.п. Куба-Таба. Окончила кабардинское отделение института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета. Будучи талантливым педагогом, может увлеченно говорить о своей работе, и делает это так, что ее красивой речью невозможно не заслушаться.
- Учась в школе, я восхищалась нашими учителями родного языка. Они говорили о важности сохранения своего языка, о том, что это неотъемлемая часть культуры народа. Окончив школу, решила посвятить себя преподавательской деятельности. Представляла, что стану такой же, как мои любимые учителя, и буду нести детям знания о нашем прекрасном языке. Сейчас, работая в школе, убеждаюсь в правильности своего выбора. Видя успехи детей, то, как они радостно откликаются на предложенные идеи, сама наполняюсь решимостью и желанием работать еще активнее. Все больше ребят с удовольствием участвуют в разных мероприятиях и конкурсах, не только школьных, но и районных и республиканских. Когда проводятся смотры и конкурсы талантов, стараемся обязательно подготовить выступления на кабардинском языке. У каждого учителя свои приемы и наработки. В начале урока зачитываю ребятам четверостишие, пословицу или поговорку, затем задаю вопрос: в чем смысл данного высказывания, чему оно нас учит? Это позволяет настроиться на работу, задуматься о красоте родного языка, его образности и богатстве. К тому же позволяет детям при следующем упоминании определенных слов или фраз свободнее ориентироваться, так как их смысл им уже знаком. К сожалению, в настоящее время даже в сельских школах дети все чаще испытывают затруднения в понимании родного языка. Обучение ведется на русском языке начиная с детского сада. Мы все чаще слышим от детей, что они не могут выразить ту или иную мысль на родном языке. Когда речь идет об участии в конкурсах и мероприятиях, дети испытывают затруднение, из-за этого боятся выступать на публике, не чувствуя уверенности. Даже на уроке стесняются свободно высказаться. В таких ситуациях позиция учителя становится решающей. Мы делаем все, чтобы вселить в ребенка уверенность, поощрить его. Видя наш настрой, дети нам доверяют, чувствуют себя более свободно, и результат всегда радует. Если ребенку с трудом дается родной язык, он не будет испытывать радость от обучения. В таких случаях начинаю с заданий попроще, хвалю за проделанную работу, постепенно усложняя материал. Мне важно понимать, что дети любят родной язык, изучают его свободно и радостно. Сейчас часто говорят о том, что часы на изучение родного языка в школах сократили, на полноценное изучение программы родного языка и родной литературы не хватает уроков. Конечно, будь у нас больше выделенных часов, успевали бы охватить гораздо больший объем материала, и дети бы больше читали на родном языке, обсуждали волнующие их темы и делились мыслями.
Большую поддержку нам оказывает директор школы Ирина Замировна ТОХТАМЫШЕВА, подсказывает, как лучше организовать ту или иную работу, вдохновляет на новые начинания. Сама она не раз подчеркивала важность сохранения родного языка, как и своих традиций и обычаев. Она как никто умеет мотивировать учащихся, рассеивая их сомнения, придавая им уверенности в себе. Видя это, невольно сам преисполняешься решимости, говоря себе: я смогу, у меня все получится. Так вышло, что именно Ирина Замировна рассказала нам о конкурсе чтецов «Круговорот поэзии», который проводился литературным клубом «Жан» при поддержке ПАО «Ростелеком». В школе мы часто проводим поэтические конкурсы, у нас есть дети, которые пишут на родном. На предложение поучаствовать с удовольствием откликнулись несколько детей, по условиям конкурса записали видеоролик и выложили в соцсети. Я счастлива, что одним из победителей стала наша ученица Зурианна БОГАТЫРЕВА. С малых лет она увлечена родным языком, всегда с готовностью участвует во всех мероприятиях. Зурианна пишет стихи, но до этого не решалась выносить их на широкий круг слушателей. Когда перешла в пятый класс, мы смогли убедить ее прочитать свои стихи на конкурсе, с тех пор у нее появилось больше уверенности в своих силах. Победа в этом конкурсе, надеюсь, позволит ей еще раз посмотреть на себя со стороны и увидеть, что она действительно талантлива.
Считаю, что творчество – мощный импульс в развитии ребенка. В каждом человеке есть индивидуальное своеобразие, у каждого свои способности. Моя задача как учителя – разбудить, развить творческие силы в ребенке. Мои воспитанники не раз становились победителями и призерами районных и республиканских олимпиад, конкурсов и конференций. Но не менее важно обеспечить духовно-нравственное развитие учащихся, воспитать гармонично развитую личность. Нельзя допустить, чтобы духовные силы нации иссякли, нужно сделать все возможное, чтобы сохранить родной язык как проводник к своим истокам, своей культуре.
Лилиана ШОРДАНОВА. Фото из личного архива М. ХамуковойПоследние новости
Новые инициативы в области здравоохранения в Москве
Москва запускает ряд программ для улучшения здоровья граждан.
Строительство нового онкодиспансера в Кабардино-Балкарии
Кабмин КБР обеспечивает республику современным медицинским оборудованием.
Завершение строительства поликлиники в Нальчике
Партийцы «Единой России» проконтролировали ход работ на объекте.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований