Основоположник кабардинской журналистики

В этом году исполнится 145 лет со дня рождения основоположника национального издательского дела и кабардинской журналистики, редактора первой газеты на кабардинском языке Адама Дымова.

В этом году исполнится 145 лет со дня рождения основоположника национального издательского дела и кабардинской журналистики, редактора первой газеты на кабардинском языке Адама Дымова. 
Он искренне верил, что корень социальной несправедливости кроется в отсталости простого народа. По мнению Дымова, если обучить грамоте и богатых, и бедных, то социальное неравенство постепенно исчезнет само собой. Этой благородной задаче он посвятил свою жизнь. Дымов стал первым составителем кабардинского алфавита на арабской графической основе, автором первых кабардинских книг на родном языке, основателем первой национальной типографии, первым книгопечатником, первым издателем и редактором первой кабардинской газеты. 
Имя Адама Дымова было широко известно далеко за пределами Северного Кавказа. Этого человека знали в Сирии, Египте, Турции и России. Его подвижническую деятельность высоко ценили многие русские учёные, например, крупнейший специалист по общему языкознанию и по языкам кавказских народов, лингвист и археолог, академик И. Мещанинов.
Адам Дымов родился в селе Кучмазукино, которое со временем было переименовано в Старую Крепость, а потом стало городом Баксаном. Его отец, богатый, образованный и уважаемый человек Хаджи Абдул-Гафар Герандукович Дымов прекрасно разбирался в литературе, писал стихи и прозу и активно сотрудничал с газетой «Адыгэ макъ», которую впоследствии редактировал его сын. 
Дымов-старший дал хорошее образование своим детям. Его средний сын Адам отличался особым талантом к учёбе и, окончив сельское медресе, поступил в Каирский университет аль-Азхар. В то время это было одно из самых престижных учебных заведений Востока. Учёба в университете сыграла основополагающую роль в формировании взглядов будущего просветителя. В Каире он открыл для себя труды великих восточных мыслителей и поэтов. Познакомился с античной философией. Изучал юриспруденцию, логику, физику, математику, арабский, английский и французский языки. 
В 1912 году, получив диплом магистра, Дымов вернулся на родину и практически сразу занялся просветительской деятельностью. В родном селе он открыл бесплатную начальную школу, в которой преподавал арифметику, географию, естествознание и историю адыгского народа. Являясь единственным преподавателем в школе, Дымов разрабатывал темы уроков, тщательно отбирал и переводил учебники с русского и арабского на кабардинский, а затем размножал их на ручном печатном станке, который назывался «Балюза». 
Человек незаурядного ума и энциклопедических знаний, он создал в своей школе творческую атмосферу. Дымов учил детей понимать и ценить красоту и величие родного языка, унаследованного от предков. Учил мечтать и думать о будущем и стремиться сделать его светлым и прекрасным.
В 1913 году Дымов познакомился с вернувшимся из Турции черкесским просветителем Нури Цаговым. Вместе они создали просветительский центр, поддерживали тесные связи с Дагестаном, Казанью, черкесской диаспорой в Стамбуле и с Каирским университетом. Примерно в это же время Дымов издаёт в Темирхан-Шуре азбуку родного языка, созданную им на арабской графической основе. Вскоре появляются молитвенники и учебники на кабардинском языке. 
В 1914 году Дымов на собственные деньги везёт в Египет своих учеников Али Тамбиева, Ибрагима Тлигурова, Мухамеда Дымова, Хабалу Хаконова и устраивает их в Каирский университет. Вернувшись на родину, с головой погружается в работу. По мнению исследователей, это был самый плодотворный этап его просветительской деятельности. Несмотря на загруженность в школе, Дымов переводит на кабардинский язык учебники географии, арифметики, ботаники, истории. Собирает и систематизирует народные сказания, пословицы и поговорки. 
Осенью 1917 года вместе с отцом и дядей Адам открывает в Кучмазукино первую типографию, а в ноябре выходит номер первой кабардинской газеты «Адыгэ макъ» («Голос адыга»). Для Кабарды это стало беспрецедентным событием, важность которого невозможно переоценить. Газета выходила два раза в неделю – по понедельникам и четвергам. На её страницах публиковались материалы по истории, культуре и народному просвещению. 
Газета просуществовала недолго – с ноября 1917 до июля 1918 года. Во время Гражданской войны типография была разрушена, но за восемь месяцев было сделано немало. Помимо газеты Дымов успел напечатать несколько десятков книг и сотни статей. 
Адам Дымов был авторитетным и уважаемым человеком. В 1918 году его делегировали на съезд народов Кабарды и Балкарии и избрали судебным следователем шариатского окружного суда. Он был патриотом своего народа, но при этом всегда выступал за дружбу с Россией. Дымов внушал своим ученикам любовь к русской культуре, искусству и литературе, справедливо полагая, что это расширит их горизонты. «Никогда не покидайте Русь и Баксан», – любил повторять он. 
Дымов был настоящим гуманистом. Целью своей жизни он считал просвещение народа и никогда не занимался политикой. Тем не менее по ложному обвинению его арестовали как контрреволюционера. В 1928 году в Баксанском районе начались народные волнения. Они были связаны с антирелигиозной государственной политикой, вызвавшей недовольство части населения. Советская власть нанесла ответный удар, и Дымов стал одним из тех, кто попал под каток репрессий. Его обвинили по статьям 58-2 и 58-10 УК РСФСР, осудили на пять лет, и отправили в Соловецкий исправительно-трудовой лагерь. 
После отбытия срока Дымову запретили вести какую-либо общественную деятельность, но это его не спасло. Осенью 1937 года просветителя снова арестовали. В материалах дела указывалось, что он крупный кулак: имеет типографию, мельницу и занимается контрреволюционной пропагандой. Обвинительное заключение утвердил нарком внутренних дел КБАССР, и его направили на рассмотрение «тройки» НКВД. 24 ноября 1937 года Дымова приговорили к расстрелу, и спустя несколько дней приговор был приведён в исполнение. 
Его имя долгое время оставалось под запретом. Были уничтожены не только книги, написанные Дымовым, и литература, изданная в его типографии, но и рукописи, записные книжки, дневники, переводы. Более чем 30 лет о нём молчали даже после его реабилитации. В 1956 году постановлением Верховного суда КБАССР решение «тройки» было отменено «за недоказанностью предъявленного обвинения». Дымов был реабилитирован посмертно, а в 1992 году его признали жертвой политического террора.
Сейчас о нём пишут статьи и снимают телепередачи. Имя Адама Дымова у всех на слуху, и это лишний раз доказывает, что рано или поздно справедливость обязательно восторжествует. 

Магомед ДУГАЕВ

Последние новости

Платежи населения КБР за электроэнергию достигли 100% в октябре

Филиал «Россети Северный Кавказ» сообщает о высоком уровне расчетов за потребленную электроэнергию.

Ремонт медицинских учреждений в Нальчике: новые технологии и комфорт для пациентов

Казбек Коков ознакомился с ходом работ в Республиканском центре высоких медицинских технологий и детской поликлинике.

Понимание ВИЧ: как антиретровирусная терапия помогает управлять заболеванием

Исследуем влияние антиретровирусной терапии на вирусную нагрузку и риски передачи ВИЧ.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Иркутске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *