ВЫСТАВКА-ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕРКЕССКОГО (АДЫГСКОГО) КОСТЮМА МАДИНЫ САРАЛЬП В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
18.11.2022

ВЫСТАВКА-ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕРКЕССКОГО (АДЫГСКОГО) КОСТЮМА МАДИНЫ САРАЛЬП В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

10 ноября в большом зале Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.

10 ноября в большом зале Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. ШТИГЛИЦА открылась выставка художника-модельера Мадины САРАЛЬП «В реке времени». На ней представлено около 40 фотографических постеров и более 15 комплектов костюмов в черкесском стиле, созданных мастером в период 2020-2022 гг.

 На церемонии открытия присутствовали знаковые люди культурной столицы: губернатор Санкт-Петербурга Георгий ПОЛТАВЧЕНКО, директор Государственного Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ, доктор исторических наук, председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации Георгий ВИЛИНБАХОВ, российский писатель, публицист, главный редактор журнала «Звезда» Яков ГОРДИН, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр БЕЛЬСКИЙ, директор Государственного Русского музея Владимир ГУСЕВ, научный сотрудник главной категории отдела Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея, доктор исторических наук Владимир ДМИТРИЕВ и другие. Грандиозный праздник эстетического вкуса поддержали Симфонический оркестр Ленинградской области во главе с художественным руководителем Михаилом Голиковым и член Союза композиторов РФ, народный артист КБР Мурат Кабардоков, представившие присутствовавшим уникальную антологию симфонической музыки на темы кавказских народных мелодий «Симфония Кавказа». В экспозиции рядом с динамичными фотокадрами расположены статичные манекены, на которых представлена новая коллекция. Постеры выходят за рамки привычных сдержанных образов, здесь одежда струится, подхваченная движением модели, распахивается, открывая скрытые от глаз детали. Проект является продолжением исследования черкесского костюма в контексте времени. Национальная одежда ярко отражает особенности быта, народного этикета и образа жизни адыгов. Вглядываясь в затейливые узоры, орнаменты и украшения, цвета в костюмах, использовавшиеся в прошлом, можно многое узнать о народе.

Как отмечает сама Мадина Саральп, источником для творческого вдохновения и отправной точкой в рефлексии на тему национального костюма в контексте времени стали фотографии второй половины XIX - начала XX вв. Не только хорошо узнаваемая одежда, образ в целом – с благородными чертами лица, особой статью, напоминает о важной характеристике в адыгской культуре, сдержанность определялась как положительная черта, не отождествляясь с эмоциональной скупостью. Накануне мероприятия дизайнер приняла участие в праздновании 120-летия Российского этнографического музея, где встретилась с коллегами и специалистами. Сопровождала модельера младшая дочь, начинающий дизайнер Лика Саральп, представившая свой концепт видения традиции в одежде. «Жизнь и правда «река времени», которую так интересно наблюдать. Состоялось открытие моей выставки, рядом люди, чье мнение и оценка не только важны, но и бесконечно дороги. Благодарю судьбу за возможность оказаться в стенах крупных музеев России и рассказать через костюм о нашей культуре. Это был живой праздник! Спасибо всем за событие», - сказала Саральп.

Мадина Саральп - заслуженный художник Республики Адыгея; десять лет является руководителем Арт-Центра в Нальчике, учредитель и руководитель НКО «Институт культурного наследия и развития», основная цель которой - активное содействие развитию и обогащению культурной жизни Кабардино-Балкарской Республики, пропаганда ценностей мировой, отечественной и национальной культуры.   

Продлится выставка  до 24 ноября.

…НЕ ИЗМЕНИЛА НИ ЭТНИЧЕСКОМУ СТИЛЮ И ТРАДИЦИИ, НИ ПРАВИЛЬНОСТИ РЕАКЦИЙ НА ВЫЗОВЫ МОДЫ

В этнографической науке утвердилось представление о двух ее предметных областях: традиционной этнографии и этнографии современности. Традиционная этнография обращена к наследию прошлого и формам народной культуры, которые соответствуют временам, но все более удаляются от нашей эпохи. Ее предмет принадлежит истории, и в этом плане вполне понятен. Другое дело – этнография современности, понимание которой в академическом плане не поддается ученому миру. Поэтому исключительную важность представляют наши современники, которые взяли на себя труд создания современных форм национальных традиций, не выпадающих из исторического наследия, но готовых к тому, чтобы пройти все проверки, исходящие из тенденций моды. К такой немногочисленной плеяде мастеров народного искусства принадлежит Мадина САРАЛЬП, результаты работы мастерской которой наблюдаем на протяжении нескольких лет. Поэтому представляется возможным оценить динамизм творчества художника-модельера, которая за все это время не изменила ни этническому стилю и традиции народного костюма, ни правильности реакций на вызовы моды.

Сегодня творцу современной популярной, но свое­образной одежды нужно уметь многое, в том числе готовить презентации результатов своего труда, частным примером которых являются выставочные проекты. В подготовке выставки есть закономерности особого вида презентации, и то, что в готовящуюся выставку авторского костюма Мадины Саральп будут включены постеры на основе  фотографий, представляющих результаты труда ее мастерской, представляется шагом в практике показа современной одежды.

Можно отметить несколько аспектов этого шага, также являющихся показателем пути развития самого художника. Конспективно важными признаками серии фотографических сюжетов являются:

• введение динамики в презентацию одежды, которую сами ее образцы дать не могут, будучи предметом рассмотрения, а не собственного действия, как происходит с костюмом на живом человеке; не в полной мере такого эффекта достигают дефиле, не дающие возможности неоднократного просмотра костюма;

• композиция каждого постера показана с максимальной экспрессией, что является удачным сочетанием результатов работы всех участников съемки, включая и талантливых фотографов;

• обращение к принципу динамизма целостного облика человека в неслучайной одежде, что указывает на новую ступень развития самого творческого процесса мастерской Мадины Саральп;

• удачное использование преимуществ черно-белой фотографии;

• тщательно проработанная отсылка к портретной фотографии начала ХХ в. и ее достижений в презентации этнической одежды;

• общим впечатлением от серии постеров (сочетание портретов и фигур в экстрадвижении) является моделирование образа существующего (не музейного или находящегося в домашней коллекции, не сценического, а «живого») народного костюма.

Владимир ДМИТРИЕВ,

научный сотрудник главной категории
отдела Кавказа,  Средней Азии и Казахстана
Российского этнографического музея, 
доктор исторических наук

ОДЕЖДА ПРЕДСТАЕТ КАК РАЗВЕРНУТОЕ МАГИЧЕСКОЕ ИМЯ

Поиск алхимической формулы бренда предваряет ключевая эмблема «Madina Saral’p»: старинный адыгский талисман в виде птицы на спирали представляет не что иное, как последовательность чисел Фибоначчи.

Новая коллекция одежды Мадины САРАЛЬП - это исследование квантовой природы этнического костюма. Здесь ткань-textus становится сакральным генетическим кодом. В лаборатории мастера происходит преломление минувших и грядущих эпох, а неразгаданные законы открывают искусство вероятностей в лекалах. 

   Элементы адыгского костюма представлены как некие математические модели. Так газыри, нагрудник, вышивка, пояс, задуманы как вещи в себе. Мастер обретает право игры с чистым знаком, самой природой ценного фрагмента. Из волн ткани рождаются иллюзия девичьего нагрудника и миражи швов в жанре trompe-l’œil. В эпоху мистификаций градус модели реальности открывается парадоксом, оберегая материю предков.

Девушка в адыгском фащэ становится героиней модного деконструктивизма. Художник символично оставляет приоткрытой дверь в закулисный театр изнаночных аксиом. Обратная сторона призвана стать манифестом рукотворности в поисках утраченных истин ремесла. Эскизы, будто случайно оставленные на платьях, становятся криптограммой культурной памяти. Изучение молекулярной стихии женского костюма пробуждает эксперименты с текстилем

   Холст платья оборачивается космической сценой, на которой первородные цвета исполняют бесконечные партии. Идеальной гаммой для экспериментов при этом становится черно-белый манускрипт костюма. Именно черным и белым в коллекции начертаны культовые знаки тхьыпхъэ. Черный (фIыцIэ), белый (хужь) и красный (плъыжь) распахивают стихию древней цветописи. 

Черный здесь - цвет первоматерии и древней мудрости, принятия особой миссии, цвет облачения. Светлый, бежевый, цвет определен в контексте коллекции как непорочный холст, неисписанный лист старинной бумаги, обнаженный ствол древа. Пурпур в княжеских облачениях венчает magnum opus. 

Аскетичный в красках текстиль превращается в партитуру с древними символами. Обереговые письмена нарукавников перестают подчиняться законам физики, выходя за пределы двухмерного пространства и превращаясь в объемную голограмму. В другом случае фрагментом орнамента становится сама стихия, сквозной узор à jour нарукавных подвесок буквально пропускает свет.

   Каждый сантиметр черкесского платья, пульсирующего на грани средневековых и космических эпох, хранит эманации мифических героинь эпоса. Одежда предстает как развернутое магическое имя. Нарукавники помнят мерцающие следы рук Адиюх, газыри чувствуют биение сердца Даханаго, небесный купол оберегает мудрость Сатаней. Красные нити судьбы теперь в руках других красавиц. Зачарованная древними письменами, мастер словно играет в кости, посвящая текстильные откровения вечности. 

Ольга ОРЛОВА

Последние новости

В Андроповском округе Ставрополья появился новый рыболовный участок

Минсельхоз края провел выездное заседание комиссий по определению границ рыбоводных и рыболовных участков на территории края.

В Ставрополе «золотые руки» выберут в конкурсе «Лучший в профессии по направлениям рабочих специальностей»

Цель ежегодных соревнований – популяризация профессий рабочих специальностей и увеличение их доли в структуре кадровых ресурсов города.

Две тонны макулатуры собрали жители Новоалександровского округа в экомарафон

Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево» проводилась для привлечения внимания к ресурсосбережению и бережливому отношению к природе.

Card image

У кофеварок, как и любого оборудования, могут возникать проблемы в работе, связанные с постоянным или неправильным использованием.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *