ВСЕ БУДЕТ - ДЖАЗ!
25 августа на сцене Государственного концертного зала города Нальчика состоится грандиозное событие – выступление международного джазового квартета, в составе которого музыканты с мировыми именами.
25 августа на сцене Государственного концертного зала города Нальчика состоится грандиозное событие – выступление международного джазового квартета, в составе которого музыканты с мировыми именами. Поклонников жанра ждет фееричное выступление непревзойденных профессионалов, качественный звук и незабываемая атмосфера.В составе квартета два исполнителя - Виталий ГОЛОВНЕВ и Владимир НЕСТЕРЕНКО – наши земляки, которые согласились дать интервью нашей газете и рассказать о своем творчестве.
Со своей музыкой Виталий Головнев объехал пол мира – его гастроли проходили в России, США, Швеции, Финляндии, Норвегии и Израиле. Wynton Marsalis and Lincoln Center Jazz Orchestra, David Berger and His Sultans of Swing Orchestra, Mingus Big Band - вот лишь неполный список коллективов, с которыми выступал наш гость. Автор нескольких сольных альбомов, участник известного коллектива Arturo O’Farrill and Afro Latin Jazz Orchestra в 2022 году стал обладателем премии Грэмми с альбомом «Fandango At The Wall» в номинации «Лучший альбом латиноамериканского джаза». Виталий признался, что ждет приезда в Нальчик с волнением, ведь он не был на малой родине уже 20 лет.
Виталий родился в семье музыкантов. Первым наставником в занятиях на трубе был его дедушка по материнской линии Николай ЧУНТОНОВ, который играл на разных инструментах, был и композитором, и оркестровщиком, и инструменталистом.
Музыкальное детство
- Дедушка с бабушкой много гастролировали по стране в послевоенные годы. Приехав в Нальчик, решили обосноваться здесь и можно сказать, были одними из первых людей, стоявших у истоков музыкальной культуры республики в послевоенное время. Поскольку я рос с бабушкой и дедушкой, музыка меня окружала с самых ранних лет. Дедушка руководил детским духовым оркестром «Казачок» в станице Котляревской Майского района. Именно он обучил меня азам игры на трубе, хотя сам не был профессиональным трубачом. Свой творческий путь я начинал в составе его оркестра. Мое образование продолжилось в музыкальной школе №1 г. Нальчика, где благодаря моему первому учителю Анатолию Юнусовичу АБРЕГОВУ получил хорошую академическую базу.
Судьбоносные встречи
- В 1991 году я успешно прошел прослушивание в училище им. Гнесиных. Моя семья значительно повлияла на формирование вкуса к джазовой культуре и выбор эстрадно-джазового направления. В 1997 окончил училище и поступил в Российскую академию им. Гнесиных на джазовый факультет, где началась бурная музыкальная жизнь с выступлениями, приглашениями в оркестры. В 1998 году начал работать в оркестре Олега Леонидовича ЛУНГСТРЕМА, выступал со многими выдающимися джазменами СССР - Георгием ГАРАНЯНОМ, Анатолием КРОЛЛОМ, Германом ЛУКЬЯНОВЫМ. Знакомство с Игорем БУТМАНОМ в 1998 году стало судьбоносным, я перешел в его молодежный оркестр, где проработал до 2003 года. Именно благодаря Игорю Михайловичу состоялся мой отъезд в США. Сначала были триумфальные гастроли по Америке с Ларисой ДОЛИНОЙ, потом по приглашению выдающегося музыканта Уинтона МАРСАЛИСА. Так я остался в США, где продолжил свой творческий путь. Можно сказать, что в последнее время я живу на две страны. Продолжаю гастролировать по России, есть творческие возможности для выступления на замечательных площадках, участия в джазовых фестивалях. Отношение к моему творчеству, прекрасная атмосфера в разных уголках нашей страны для меня очень ценны.
Отношение в США и России
- Весь мир узнал джаз как американскую форму музыкального искусства. Сейчас можно сказать, в Америке она переживает кризис, ведь когда-то это была популярная музыка, люди танцевали под исполнение джазовых оркестров. Сейчас джаз скорее жанр интеллектуального музыкального искусства для особой группы людей, способной воспринимать более сложную для прослушивания инструментальную музыку. Мне кажется, люди способные воспринимать и понимать джаз, а главное искренне любящие его, так же относятся к классической музыке. В России джаз воспринимают замечательно на мой взгляд, для музыкантов я вижу много хороших возможностей выступать. Это говорит о том, что люди открыты для восприятия этой музыкальной культуры, слушают ее, любят. Хотя, не исключаю, что в определенном смысле эта музыка до сих пор воспринимается как некая экзотика несмотря на то, что она была крайне популярна еще в советское время, когда сложилась джазовая традиция, были выдающиеся оркестры, джазмены.
Настоящий путь сердца
- Если есть интерес, а в идеале любовь к этой музыке, главное спросить себя: «Чего я хочу? Где я хочу оказаться?», представить творческие возможности для дальнейших выступлений, когда можно достичь высокого уровня мастерства, когда начнут приглашать на гастроли. Возможно, кому-то достаточно стать профессионалом и играть в оркестре, другое дело если в мечтах человек видит себя композитором, пишущим и исполняющим свою музыку, свободным в выборе состава для своего оркестра. Мечты - это хорошая вещь, но не в том случае, когда ты витаешь в облаках, а когда ты видишь идею и понимаешь, как можно ее воплотить. Добиться результата можно только упорным трудом, работой с записями, изучением музыкальной литературы, истории музыки, джазовых стилей. Это настоящий путь сердца - творческий путь, итогом которого может стать посвящение в некое знание, которое каждый должен открыть для себя. Джазовые исполнители - не совсем обычные люди. Джаз предполагает импровизационный аспект, в какой-то степени в жизни мы такие же, спонтанные импровизаторы в хорошем смысле.
Творческий поиск продолжается
- Чем старше я становлюсь, тем больше убеждаюсь в простой истине: мы всю жизнь остаемся студентами, даже когда приходит успех и самореализация через творческие возможности. Настоящий художник всегда в поиске. Один творческий кризис сменяется другим, случается выгорание, потеря мотивации. Человек созидающий всю жизнь живет в борьбе с самим собой, но посвящение музыкальной форме искусства должно оставаться двигателем, вдохновением для поиска новых смыслов, нового звучания. Я общался со многими выдающимися музыкантами, у которых даже на склоне лет происходила переоценка ценностей, привычные вещи воспринимались по-новому и жизнь ставила их в позицию студентов, как когда-то в молодости. Это хорошая жизненная установка, не позволяющая скатиться в тщеславие. В глазах публики артист может быть гением, но ему самому следует с этим мнением быть крайне осторожным. Я верю, что мое призвание – делать жизнь людей чуть лучше, разжигать в их сердцах огонь, открывать что-то новое. Впечатлениями, новыми ощущениями, которые они получают на концертах, вдохновлять людей, пробуждать интерес к джазу.
Владимир НЕСТЕРЕНКО - джазовый полиинструменталист, единственный профессиональный российский органист, исполняющий джаз. Владимир окончил Училище искусств в Нальчике по классам фортепиано и флейты. Увлечение джазом началось с коллекции отцовских пластинок и знакомством с творчеством Чарли ПАРКЕРА, Билла ЭВАНСА, Чика КОРИА, Гэри БЕРТОНА. Переехав в Москву, учился в Российской академии музыки. Окончил вуз как джазовый пианист в 2004 году, а через год получил диплом Северо-Кавказского института искусств как флейтист. Лауреат многочисленных премий, автор нескольких сольных альбомов и музыкальных проектов, принимает участие в концертах на известных джазовых площадках в России и за рубежом. Нестеренко выступал и гастролировал с такими зарубежными музыкантами, как Дидье ЛОКВУД, Кларк ТЭРРИ, Джо ФОРД, Джимми ХИТ и другие. Преподает в РАМ им. Гнесиных и Институте Современного Искусства. Своими учителями, оказавшими влияние на становление как музыканта, считает Евгению Георгиевну ВАСИЛИАДИ – первого педагога в Нальчикской музыкальной школе, а также Тамару Ивановну КИТАНИНУ, Евгения Николаевича АНИСИМОВА, Викторию Ивановну КОЛОСОВУ.
Современная музыка
- Многие думают, что человек, придя в джаз из классики, облегчает себе задачу, но на самом деле меняется задача, а принципы организации музыкального материала в современной академической музыке и в джазе практически не отличаются. Современная музыка – это по определению то, что пишется в наше время. Композиторы ставят перед собой множество задач, работают в разных техниках, пишут музыку, стилизованную под классику, барокко. Термин «Современная музыка» не связан с определенным стилем или техникой. История так называемой академической музыки – а это и ренессанс, и барокко, и романтизм, прошла несколько эпох, условно говоря за четыре века, в джазе же эта трансформация произошла за сто лет. Джаз прошел огромную эпоху эволюции, которая все еще продолжается. Отсюда такая высокая концентрация и разнообразие джазовых стилей и манер, и это чрезвычайно интересно.
Наполнение смыслом
- Я делаю музыку, которая нравится мне самому и поскольку получаю от этого удовольствие, надеюсь, оно передается и тем, кто меня слушает. Я не ставлю перед собой задачу писать музыку, которая нравилась бы всем. Джаз – не самая массовая музыка, можно сказать нишевая. Музыка – это язык, на котором мы говорим, формулируем идеи. В джазовой практике, помимо всего прочего, это и групповое взаимодействие – на сцене происходит обмен между собеседниками, которые играют на музыкальных инструментах. Если ты хороший собеседник – тебя интересно слушать, а если у всех участников эти навыки прокачаны, значит коммуникация состоится, ансамбль будет звучать хорошо. Так что все очень жизненно – как живешь, так и играешь. Моя задача как музыканта – получить эмоции и, в свою очередь, вызвать эмоции у слушателя, передать некую музыкальную информацию. Выходит круговорот – получить, воспроизвести, странслировать, получить обратно.
В первую очередь основы
- Совет молодым музыкантам, решившим попробовать себя в джазе – начать с обучения классике. Нужно знать основные законы музыки, которые преподают в музыкальной школе, либо выучить их самостоятельно. Необходимо также общение в определенных кругах, площадки, где можно опробовать свои наработки. Чтобы начать играть хорошо, какое-то время надо играть плохо и понимать, почему это плохо. И, конечно, слушать музыку, нагружать мозг необходимой информацией, формировать вкус, потому что джаз невозможно выучить ни по каким учебникам.
Лилиана ШОРДАНОВА. Фото Тамары Ардавовой
Последние новости
В Кабардино-Балкарии проходит борьба с дистанционным мошенничеством
Местные власти информируют граждан о способах защиты от киберпреступников.
Капитальный ремонт поликлиники в Прохладном
Министр здравоохранения КБР посетил объект в ходе обновления инфраструктуры здравоохранения.
Совместное заседание комитета Парламента КБР по вопросам молодёжной политики
Обсуждение изменений в работе молодёжной палаты и её взаимодействия с законодательным органом.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований