Восхождение на литературный олимп

Алим Теппеев (1937–2010) – талантливый прозаик и драматург, мастер художественного слова, чьи произведения вошли в золотой фонд литературы народов Северного Кавказа.

Алим Теппеев (1937–2010) – талантливый прозаик и драматург, мастер художественного слова, чьи произведения вошли в золотой фонд литературы народов Северного Кавказа. Он принадлежит к поколению, как писал сам, «опалённому войной и геноцидом», которому пришлось пройти через испытания, сопряжённые с историческими перипетиями в жизни не только своего народа, но и всей страны. Наделённый от природы высоким художественным даром, он сумел достойно преодолеть выпавшие на его долю тяготы судьбы и достичь высот литературного олимпа. Член Союза писателей СССР был секретарём, затем сопредседателем правления Союза писателей республики. В 1996 году за роман «Мост Сират» удостоен Государственной премии КБР, в 1997-м ему присуждено звание народного писателя Кабардино-Балкарии.
Начальный этап творческого пути Алима Теппеева непосредственно связан с поэзией. Литературным творчеством он увлекался со школьных лет. Первые поэтические сочинения были написаны на киргизском языке и напечатаны на страницах районных и областных газет в Киргизии «Къызылэгинчил» («Красный пахарь»), «Ленинчижаш» («Ленинская молодёжь»). После возвращения на родину Теппеев начинает публиковаться в коллективных сборниках стихов («Слово брата» (1957), на страницах альманаха «Шуёхлукь» («Дружба»), газеты «Коммунизмге жол» («Путь к коммунизму»). В 1959 году издаётся его первый поэтический сборник «Жаным – сенсе» («Ты моя душа»). Творчество молодого поэта пронизано мотивами безмерной радости и вдохновения, уверенностью и стремлением к новым жизненным высотам, энтузиазмом, желанием преодолеть все сложности и невзгоды и быть полезным своему многострадальному народу.
А. Теппеев уверенно пробует своё перо и в крупном жанре лирики – создаёт поэмы «Къартны насыбы» («Счастье старца», 1959), «Ныхытла башы» («Труднодоступная вершина», 1959), «Аманатха – хыянат» («Не оправдать доверие», 1960), «Къурч комиссар» («Железный комиссар», 1988), «Тызыл» (1996), отдельной книгой издаётся повесть в стихах «Жаннетни къызы» («Дочь Жаннет», 1966).
Многие стихи А. Теппеева при жизни оставались «раскиданными» по страницам различных сборников, газет и журналов, задуманное им издание поэтического сборника «Мен да жашадым бу дунияда» («И я жил на этой земле») было осуществлено после его смерти.
А. Теппеев осознавал необходимость совершенствования прозаического и драматургического направлений, поскольку они, в понимании писателя, пребывали в зачаточном состоянии. Наряду с такими писателями, как З. Толгуров, М. Батчаев, Э. Гуртуев и другими, Алим Теппеев выступает в роли реформатора национальной прозы.
В первом романе «Отлукъ ташла» («Кремни», 1968) А. Теппеев одним из первых нарушает устоявшийся стереотип поляризации персонажей строго по социальному статусу. В 1971 году издаётся повесть Алима Теппеева «Кюн батмайды» («Солнце не заходит»), в которой чётко обозначаются приоритеты творческой деятельности автора – связь поколений, ответственность человека перед временем, художественное осмысление народного характера и духа. В повести «Тузлу гюттю» («Пересоленный чурек», 1973) А. Теппеев подвергает строгому осуждению принципы руководства, основанные на достижении цели любыми способами и средствами.
Во второй половине 70-х годов XX века А. Теппеев также прочно утверждается в драматургии. Он пополнил репертуар национального театра новыми драматургическими произведениями, тематический диапазон которых широк: в одних пьесах воплощаются реалии современности, художественно интерпретируются нравственные проблемы в обществе («Честь», 1971; «Камень на дороге», 1973); в других изображаются заметные страницы в истории народа: индустриализация, электрификация республики («Твой свет», 1976), коллективизация в 30-е годы ХХ века («Коммунист», 1978).
Параллельно с драматургическим творчеством Алим Теппеев продолжает плодотворно работать в крупном эпическом жанре. В романе «Ташыуул» («Страда», 1976) художественному осмыслению подвергается военная тематика в нравственно-философском аспекте. Неупрощённое представление о диалектике национального и социального в исторических перипетиях в начале ХХ века (революция, Гражданская война) демонстрируется и в романе «Азатлыкъ» («Воля», 1981).
В 1970–1980-е годы писатель издаёт сборники рассказов, повестей и пьес на балкарском и русском языках: «Твой свет», «Гуппур Геуюзню кёпюрю» («Мост горбатого Геуза»), «Яблоки до весны», «Адамныичерсууу» (2Горькое земное питьё»), «Жарыкълыкъ китабы» («Книга радости»), «Сангырау къол» («Глухой овраг»). Непосредственное взаимодействие с национальными истоками, фольклором придаёт произведениям А. Теппеева поэтичность, эстетическое своеобразие.
Одной из приоритетных художественных задач в творчестве А. Теппеева, как и у многих писателей, явилось осмысление депортации. В трагедии «Тяжкий путь» (1990) через художественное осмысление жизни основоположника балкарской литературы Кязима Мечиева А. Теппеев восходит до уровня раскрытия судеб многих народов, подвергнутых столь тяжким испытаниям. Человек и обстоятельства жизни, человек и время – эти проблемы получают в пьесе глубокое философское осмысление, поднимаются до подлинно трагедийного звучания.
В литературном процессе конца 1990-х – начала 2000-х годов наблюдается тенденция обращения к исторической тематике, на основе известного исторического факта строится социально-психологическая трагедия А. Теппеева «Артутай» (1999). Время, к которому обращается драматург (XVII век), было ознаменовано для России и кавказских народов вступлением в новую стадию истории, наполнено богатым и разнообразным смыслом взаимоотношений. В романе «Сыйрат кёпюр» («Мост Сират», 1993) предметом художественного осмысления является проблема генетической преемственности духовных ценностей в условиях депортации. В эпицентр повествования автор выдвигает людей с неоднозначным отношением к исторической памяти, к формам народного сознания.
Залогом литературного успеха писателя послужило умение творчески реализовать фольклорную эстетику. В этом смысле показательна драма «Бийнегер» (2007), в основу сюжета которой положен уникальный памятник охотничьей поэзии карачаево-балкарского фольклора «Бийнёгерни жыры» («Песня Бийнегера»).
В поисках «родовой связи с прошлым» писатель создаёт романы «Баязир» (2002), «Алтын Хардар» («Золотой Хардар», 2002), «Ас-Тах» («Крепость Амазонок», 2006), цикл рассказов «Ману», «Светильник бога», «Отец», «Великое дерево», объединённых под общим названием «Языческие поэмы в прозе», в которых повествуется о борьбе древних кавказских племён за выживание в суровых условиях.
Балкарская литература, достигшая художественной зрелости, обязана своими достижениями А. Теппееву наряду с такими мастерами художественной словесности, как К. Кулиев, К. Отаров, М. Мокаев, Х.Шаваев, З. Толгуров и др. Справедливо рассуждение писателя о том, что «успех любой литературе приносит её стремление мыслить масштабно, целыми пластами национального опыта, наличие в ней высокоодарённых художников слова», в числе которых был и он. Бесспорен и значим многогранный талант художника слова, беззаветно служившего делу сохранения и развития духовной культуры народа на крутых переломах исторической эпохи.
Алёна САРБАШЕВА, доктор филологических наук, заведующая сектором карачаево-балкарской литературы ИГИ КБНЦ РАН

Поделиться новостью:

Последние новости

Новые инициативы в области здравоохранения в Москве

Москва запускает ряд программ для улучшения здоровья граждан.

Строительство нового онкодиспансера в Кабардино-Балкарии

Кабмин КБР обеспечивает республику современным медицинским оборудованием.

Завершение строительства поликлиники в Нальчике

Партийцы «Единой России» проконтролировали ход работ на объекте.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Славянске-на-Кубани с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *