Сияра – наша гордость, радость и вдохновение
Она для всех Сияра, кто знаком с ней и не знаком. Имя-символ, имя-знак. Сияра олицетворяет талант, яркую творческую судьбу, женскую преданность любимому человеку и честное служение изобразительному искусству.
Она для всех Сияра, кто знаком с ней и не знаком. Имя-символ, имя-знак. Сияра олицетворяет талант, яркую творческую судьбу, женскую преданность любимому человеку и честное служение изобразительному искусству. Она доказала: горянка может быть настоящим художником, даже будучи женой яркого самобытного художника. В мире есть любовь, возможны взаимопонимание, бесконечная нежность друг к другу – это доказали Сияра и Якуб АККИЗОВЫ. Они зачастую вместе работали над одним холстом! И создавались работы, получавшие признание на международном уровне.
В 1975 году Сияра Аккизова вступила в Союз художников России. Является участницей российских, всесоюзных и зарубежных выставок, а также биеннале графиков Польши, Болгарии, Германии (Баден-Баден). За ее плечами - много персональных выставок, которые прошли в Нальчике, Пятигорске, Киеве, Грозном, Тбилиси, Махачкале, Майкопе и Москве. Стала лауреатом международной экспозиции «Золотая палитра» в номинации «Эксперимент в живописи». Она - народный художник Кабардино-Балкарской Республики, действительный член Международной академии творчества.
Якуб и Сияра, создавшие семью еще в годы студенчества в Махачкалинском художественном училище, были крепостью, опорой и вдохновением друг для друга. «Когда мы с сыном Ахматом приехали в Нальчик в 1965 году, у нас ничего не было: ни мастерской, ни квартиры. Собственно, книжной графикой увлеклись, потому что заниматься живописью не было условий. Уже через два года, в 1967-м, наши работы по нартскому эпосу были выставлены на международной выставке. Это был успех. А потом появились мастерские: сначала у Якуба, потом у меня. Но его была темнее, а в моей было больше света, и он перебрался ко мне. Удивительно: мы не мешали друг другу. Иногда он спрашивал меня, что не нравится, когда я говорила, оказывалось, что он и сам хотел бы это исправить. Мы одинаково все ощущали и видели, поэтому во время совместных работ никакого противостояния не было. После Ахмата родилась Имара, дети нам не мешали, все было в радость».
Сегодня мы можем сказать: Сияра – это семьдесят лет радости для всех.
Жанна КАНУКОВА, председатель Союза художников КБР :
- С Сиярой познакомились, как оказывается, уже лет 14-15 назад. Я была знакома с ее творчеством, мне всегда нравились ее работы, еще с художественной школы, когда нас знакомили с работами мастеров изобразительного искусства нашей республики. Когда появилась возможность бывать в ее мастерской, общаться и слушать ее рассказы из детства, тогда и пришла моя настоящая любовь к ней.
Она такая спокойна и скромная, но в этой маленькой женщине живет огромный мир, порой удивляешься, откуда она берет эти образы.
Рассказывает, как маленькой девочкой с подружками играла в родных Ахтах, и вдруг видишь в работах высокогорный аул в Дагестане, разные образы и понимаешь, что мир, который она создает на холсте, возникает из самых разных наблюдений, которые хранятся в памяти, преобразуются, трансформируются и ложатся на холст образами, которые нас восхищают.
Никогда не видела ее спешащей. В ней нет суеты. Думаю, она наблюдатель, созерцатель и у нее безграничная фантазия… потому что такие картины!
Никто, как она, не умеет сказать «милая» и окутать тебя такой теплотой и любовью одним только этим словом. Я, наверное, ощущаю ее как маму. Очень люблю и уважаю. Мне нравится, когда она рассказывает, как они работали с Якубом. Такого уровня взаимопонимания между двумя равносильными и талантливыми личностями мало кому удалось достичь. Это редкость, когда в паре никто не пытается доминировать, а в творческих семьях, наверное, вообще исключение, а они создавали вместе шедевры.
Еще меня восхищает ее стремление к познанию, к новому. Сияра освоила современные гаджеты, учит английский язык. Онлайн! В общем, я ее фанат. Поздравляю с юбилеем и желаю всех благ.
Неонила СУНДУКОВА, искусствовед:
- Я работала в Союзе художников, а мастерская Аккизовых располагалась в здании Союза, в общем, нам невозможно было избежать друг друга, и я приобрела в лице Сияры прекрасного, интересного и очень надежного друга. Помню трагический уход Якуба в 1994 году, ему было всего пятьдесят два года. На второй день после похорон Сияра пришла в мастерскую и начала рисовать. Вы понимаете, какое огромное было в ней желание продолжить их дело? Есть творцы, которые ждут вдохновения, но были и есть великие художники, которые каждый день встают к мольберту. Сияра работает каждый день. Якуб был одержим работой, преданное служение Сияры искусству – это и дань памяти Якубу. Какую она организовала мощную посмертную выставку Якуба в Национальном музее! Да, он первым из наших художников вышел на международный уровень, выставлялся за границей, но истинный масштаб его дарования зрители оценили именно на этой незабываемой выставке. Поколение Якуба уникальное. Оно было полностью погружено в творчество. Мне мой супруг Анатолий СУНДУКОВ говорил: «Я хочу быть ближе к тебе, вот обменяемся мастерскими с МАРГУШЕВЫМ», но потом рисовал и рисовал и обмен забывался…Как-то в районе Анапы он обнаружил катакомбы и сказал: «Поедем! Ты с сыном будешь купаться в море, а я рисовать в катакомбах»… Я не упрекала мужа, все понимала. Счастливое было время! И у Сияры было счастье: они работали вместе. Многие говорили, смотря на их картины: где здесь Сияра, а где Якуб? Да, они были как единое целое. Однако после смерти Якуба появилась другая Сияра: более мягкая и женственная. Она и в жизни удивительно заботливая и внимательная. Мы часто ходим в бассейн, а в парке у нас была своя тропинка, там собирали крапиву и весенние травы, Сияра научила меня печь с ними пироги. Тропинки больше нет: построили там кафе… Ее отец, народный писатель Дагестана Кияс МЕДЖИДОВ, знал и любил природу Дагестана, его называли «дагестанским Пришвиным». И Якуб любил горы, работал инструктором, возвращался домой с кипой эскизов. Сияра хранит его картины, хочется, чтобы у нас был музей изобразительного искусства с постоянными экспозициями, чтобы наследие художников не пропадало. Вот и у меня дом как музей, на стенах – работы мужа. И, конечно, картина моей дорогой Сияры. Желаю ей долгих лет жизни, здоровья и творческих успехов!
Нина ЛЕОНТЬЕВА, искусствовед:
- Я знаю Сияру с 1972 года, сначала познакомилась с Якубом, а потом с ней. Якуб был очень дружен с Германом ПАШТОВЫМ. Тогда были шумные выставки, долго обсуждали картины, спорили, ссорились, дискутировали, а потом все вместе шли в кафе. Жизнь просто бурлила! А графика и живопись Якуба и Сияры отличались воздушностью. Не плоские работы, а ощутимое пространство, населенное фантастическими существами, поражало воображение. Свободный полет фантазии творцов увлекал и зрителей. Сияра лучезарная, от Якуба тоже шел свет. Конечно, и у Сияры есть проблемы, она живой человек, но я никогда не видела ее мрачной, у нее нет привычки рассказывать о каких-то неурядицах. Наоборот, всегда спрашивает, как дела, выслушает и утешит, ее доброе слово вдохновляет, и понимаешь: все будет хорошо!
В нашем Музее изобразительных искусств была ее персональная выставка в 2013 году и вот, даст Бог, в феврале зрители снова придут в мир ее творчества. Спасибо Сияре за свет ее творчества и личности! Радует, что дочь Имара – достойная наследница, продолжает дело Якуба и Сияры. Пусть эта линия никогда не прервется!
Леуан АХМАТОВ, художник:
- Я посещал занятия легендарного Андрея Лукича ТКАЧЕНКО в Доме пионеров, а там недалеко была мастерская Аккизовых. Впервые оказавшись там, был ошеломлен их работами. Сияра – мощный колорист. Так передавать игру цвета и света редко какой художник может. Удивительно, что судьба свела двух одаренных людей – Якуба и Сияру. Она истинная горянка: прекрасная мать, достойная жена, а теперь и замечательная бабушка. Сын Ахмат, дочь Имара, внуки – все под защитой доброй и сильной души Сияры. С юбилеем! Творческих вдохновений и долгих лет жизни в кругу прекрасной семьи!
Подготовила Елена Аппаева
Последние новости
Платежи населения КБР за электроэнергию достигли 100% в октябре
Филиал «Россети Северный Кавказ» сообщает о высоком уровне расчетов за потребленную электроэнергию.
Ремонт медицинских учреждений в Нальчике: новые технологии и комфорт для пациентов
Казбек Коков ознакомился с ходом работ в Республиканском центре высоких медицинских технологий и детской поликлинике.
Понимание ВИЧ: как антиретровирусная терапия помогает управлять заболеванием
Исследуем влияние антиретровирусной терапии на вирусную нагрузку и риски передачи ВИЧ.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией