Рука гения
Александр Сокуров часто бывал в Кабардино-Балкарии. Здесь он представлял свои новые фильмы, встречался с интеллигенцией, а в 2010 году создал на базе КБГУ творческую мастерскую.
Александр Сокуров часто бывал в Кабардино-Балкарии. Здесь он представлял свои новые фильмы, встречался с интеллигенцией, а в 2010 году создал на базе КБГУ творческую мастерскую.
Отбором студентов режиссёр занимался лично. В беседе с журналистами он объяснил, что появление в государственном вузе художественной группы не означает отсутствие обязательств перед учебным процессом. «Режиссёр – это в первую очередь дисциплина, воля, собранность, только в этом случае что-то получится», – считает Александр Сокуров.
Около десяти лет назад в Государственном концертном зале состоялась премьера документальной картины Александра Сокурова «Читаем «Блокадную книгу». За основу режиссёр взял знаменитое произведение Алеся Адамовича и Даниила Гранина. К решению творческой задачи он подошёл, прямо скажем, неординарно. В телестудии несколько десятков наших современников читают воспоминания и дневники блокадников. Это люди самых разных возрастов и профессий, включая таких известных актёров, как Олег Басилашвили и Лариса Малеванная. Материал сам по себе трагический, и некоторые отрывки невозможно слушать без слёз. Фильм произвёл на местную публику сильное впечатление. После просмотра перед зрителями выступил сам автор. Разговор получился интересным и в некотором смысле острым. Речь шла не только о прошлом, но и о будущем России.
По свидетельству бывших студентов его мастерской, Сокуров – философ и большой поклонник классической литературы. Своих подопечных он учит не только снимать кино, но и думать. Именно это умение делает его картины глубокими и понятными далеко не всем. Сокуров – режиссёр, как сейчас принято говорить, элитарный. То, что он делает, – не ширпотреб. Кино не для всех – лучше о его фильмах не скажешь. Александр Сокуров – автор более 40 художественных и документальных картин. Среди них «Мария», «Петербургская элегия», «Пример интонации», «Скорбное бесчувствие», «Дни затмения», «Спаси и сохрани», «Круг второй», «Молох», «Телец», «Русский ковчег», «Александра», «Фауст»…
В разных странах мира практически ежегодно проходят ретроспективы его фильмов. Сокуров лауреат премии ФИПРЕССИ, премии имени Андрея Тарковского, Государственной премии России и премии Ватикана. В 1995 году по решению Европейской киноакадемии его имя включено в число ста лучших режиссёров мирового кино. Он 43 раза номинировался на призы самых престижных кинофестивалей и в 26 случаях одерживал победу.
В сентябре 2011 года на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля Александр Сокуров получил «Золотого льва» и премию Экуменического жюри за картину «Фауст». Председатель жюри Даррен Аронофски отметил, что решение было единодушным. По его мнению, этот фильм меняет жизнь каждого, кто его увидит.
Будущий кинематографист родился в 1951 году в деревне Подорвиха Иркутской области в семье офицера, участника Великой Отечественной войны. Семья часто переезжала с места на место. В первый класс Александр пошёл в Польше, а окончил школу в Туркмении. В 1968 году он поступает на исторический факультет Горьковского государственного университета. Во время учёбы работает в редакции художественного вещания местного телевидения, где выпускает свои первые программы. Защитив диплом историка, Сокуров решил посвятить свою жизнь кино и стал студентом режиссёрского факультета ВГИКа. Учился он блестяще и даже получал именную стипендию Сергея Эйзенштейна.
В институте Александр познакомился со сценаристом Юрием Арабовым, который впоследствии стал его близким другом и соратником по творчеству. Сдав экзамены экстерном, Сокуров окончил институт на год раньше положенного срока. Причиной стал конфликт с администрацией вуза и руководителями Госкино. Начинающего режиссёра обвинили «в формализме и в антисоветских настроениях». Его первая художественная картина «Одинокий голос человека» даже не была засчитана в качестве дипломной работы. Именно этот сложный для Сокурова период связан с моральной и профессиональной поддержкой режиссёра Андрея Тарковского. В одном из частных писем автор «Сталкера» и «Соляриса» высоко оценил дебют молодого коллеги. «Посмотри картину, которая называется «Одинокий голос человека», – пишет Тарковский одному из своих друзей. – Играют в этом фильме не актёры и даже не любители, а просто люди с улицы. При этом там есть какой-то странный стиль, срез – какие-то странные аспекты, там есть куски, которым я просто завидую, потому что мне так никогда не снять... Там есть кусок чёрно-белый, снятый рапидом и... немой. Это даже не один кадр. Там четыре гениальных кадра... У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные... Но... гений! Рука гения...».
В 1980 году по рекомендации Тарковского Сокурова зачислили на киностудию «Ленфильм», где были сняты его первые игровые картины. Параллельно он сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов. Работы режиссёра вызвали негативную реакцию Госкино и партийных органов. В течение многих лет ни один из его фильмов не был выпущен в прокат. Тарковский дважды предлагал ему эмигрировать, но покинуть Родину Сокуров отказался.
В конце 80-х его фильмы не только вышли на экраны, но и представляли отечественное кино на международных фестивалях. В 1980-1990-е годы режиссёр интенсивно работал, снимая часто по нескольку картин в год. Одновременно он принимал участие в благотворительных программах на радио и занимался с группой начинающих режиссёров на киностудии «Ленфильм».
В конце 90-х он вёл на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова», в которых обсуждалось место кинематографа в современной культуре. Группой Сокурова снято несколько документальных видеофильмов, в том числе по заказу японских телевизионных каналов. В декабре 2011 года генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге от имени императорской семьи вручил Сокурову почётный орден Восходящего солнца с золотыми лучами.
Поделиться новостью:
Последние новости
Платежи населения КБР за электроэнергию достигли 100% в октябре
Филиал «Россети Северный Кавказ» сообщает о высоком уровне расчетов за потребленную электроэнергию.
Ремонт медицинских учреждений в Нальчике: новые технологии и комфорт для пациентов
Казбек Коков ознакомился с ходом работ в Республиканском центре высоких медицинских технологий и детской поликлинике.
Понимание ВИЧ: как антиретровирусная терапия помогает управлять заболеванием
Исследуем влияние антиретровирусной терапии на вирусную нагрузку и риски передачи ВИЧ.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований