«Пока есть сила в руках, не выпущу штурвала боевого любимого ястребка…»
В сентябре 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лётчику Ахмет-Хану Канкошеву
В сентябре 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство лётчику Ахмет-Хану Канкошеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Гвардии старший лейтенант Ахмет-Хан Талович Канкошев родился 28 августа 1914 года в селении Муртазово Терской области Российской империи (ныне с. Дейское Терского района Кабардино-Балкарии), в крестьянской семье. Во всех публикациях о биографии отважного воина говорится, что в 1933 году он окончил два курса железнодорожного техникума в городе Орджоникидзе, однако подробности этого периода его жизни нигде не расшифровываются. Между тем они интересны, показательны и характеризуют будущего героя. Дело было так. После окончания сельской школы в селении Дейском в 1929 году Ахмет-Хан Канкошев поступил в железнодорожный техникум в городе Орджоникидзе. Учился там некоторое время, а однажды отец Ахмет-Хана Тала Эльмурзович решил навестить сына, но в Орджоникидзе он его не нашёл. Тала Эльмурзович приехал домой удивлённый и озабоченный, ведь Ахмет-Хан был послушным сыном, дисциплинированным комсомольцем и всегда делился с отцом своими планами. Недоразумение, однако, вскоре разъяснилось. От сына пришло письмо из другого города. «Прости, отец, – писал Ахмет-Хан. – Я не был уверен в твоём согласии и потому ничего не писал тебе. Я решил стать лётчиком…»
В 1937 году он окончил 1-ю Батайскую школу Гражданского Воздушного Флота, а в 1938 году – школу усовершенствования лётного состава Осоавиахима при Центральном аэроклубе имени
В. П. Чкалова в Москве. С 1938 по 1942 год работал лётчиком-испытателем, был начальником лётной части и начальником аэроклуба в Йошкар-Оле. С первого же дня войны на имя командования от Канкошева посыпались рапорты: он просил наркома обороны Сталина перевести его с мирной работы в аэроклубе в действующую армию. Но лишь в 1942 году его ходатайство было удовлетворено. Канкошев стал лётчиком-истребителем. В этот момент фашистские орды уже шли на его родной Кавказ…
Однажды на передовую линию фронта пришло письмо. Ахмет-Хан узнал на конверте руку отца, но на сей раз письмо было адресовано не ему, а всему коллективу гвардейского подразделения. Это было вскоре после освобождения Кабардино-Балкарии от немецко-фашистской оккупации. Старик Канкошев писал гвардейцам о том, что пережил он и все трудящиеся под игом гитлеровских оккупантов. Он писал о разрушенных фашистами селениях, о разграблении колхоза, об издевательствах над мирными советскими людьми, о брате Ахмет-Хана автоматчике Шамауле, погибшем в бою с немцами при защите Ленинграда, о том, что от рук фашистских убийц погибли сёстры Ахмет-Хана Фатимат и Абчара. «У меня есть сын, а у него много друзей, – писал Тала Канкошев. – Я призываю вас к мести убийцам, к мести беспощадной, до полной победы!». Молча и внешне спокойно слушали лётчики письмо старого колхозника. Многие из них никогда не были в Кабардино-Балкарии, никто из них не знал и не видел отца Канкошева. Но близко и понятно им было горе сослуживца, и когда Ахмет-Хан перед строем, перед лицом своих боевых товарищей произнёс клятву о кровной мести, все лётчики повторили её, потому что не было у них сильнее желания, чем жажда мести врагу.
«Дорогой отец, – писал Ахмет-Хан в одном из своих писем. – Твоё письмо взволновало весь наш боевой коллектив, все мы дали клятву, выполнить твой стариковский завет и отомстить врагам за Шамаула, за погибших сестёр. За все свои злодеяния враг заплатит полной мерой. Я не писал тебе о своих боевых успехах, потому что считал, что сделал очень мало. За боевые заслуги в борьбе с врагами правительство наградило меня двумя орденами Красного Знамени. Будь спокоен, отец. Твой сын не опозорит твою старость. Пока в груди бьётся сердце, пока глаза мои видят, пока есть сила в руках, не выпущу штурвала боевого любимого ястребка».
На страницах армейских газет того периода часто рассказывалось о том, как выполнял свою священную клятву наш славный земляк. Вот один эпизод его боевого пути. «В составе группы Ахмет-Хан летит над родной землёй, временно захваченной противником. Внизу показался немецкий аэродром. «Приготовиться к штурмовке!» – приказал командир группы. Для Ахмет-Хана не нужно повторять приказ. Он пикирует на стоянку фашистских машин. От меткого огня уже пылает первый стервятник. А когда на выручку немцам пришла группа «Мессершмиттов» и попыталась воспрепятствовать штурмовке, гвардеец Канкошев загнал одного стервятника в озеро, а второго, зашедшего в хвост командиру группы Горбунову, подбил и заставил удрать с боя…»
Осенью 1943 года Ахмет-Хан Канкошев побывал на родине. Он встречался с молодёжью Нальчика, в честь героя проходили митинги. Один из них прошёл в клубе промкооперации. Приветствовать отважного лётчика и послушать его рассказ пришла молодёжь промышленных предприятий, стахановцы кондитерской фабрики и хлебозавода, учителя, работники культуры, студенты и школьники. «На ваших героических подвигах, товарищ Канкошев, на подвигах ваших боевых товарищей мы будем воспитывать советских детей», – сказала, приветствуя героя от имени педагогов Нальчика, старшая пионервожатая школы
№ 1 Симонова.
Ахмет-Хан Канкошев рассказывал собравшимся о своём гвардейском полку, о военных буднях. К тому времени на его боевом счету было 200 боевых вылетов, 70 воздушных боёв, двенадцать лично сбитых фашистских самолётов и семь подбитых самолётов врага, упавших на оккупированной территории.
Боевой путь Героя Советского Союза был очень насыщенным, полным событий и подвигов, но жизни ему было отмерено всего 29 лет. 28 декабря 1943 года гвардии старший лейтенант Канкошев не вернулся с боевого вылета в районе Керчи…
Отважного лётчика помнят и считают своим земляком и марийцы. Ведь он уезжал в Красную Армию из Марийской республики, несколько лет прожил в Йошкар-Оле. Республика Марий Эл признала уроженца Кабардино-Балкарии своим сыном и увековечила его имя на аллее Героев Советского Союза, что расположена в центре столичного мемориала Воинской славы.
Последние новости
Новые инициативы в области здравоохранения в Москве
Москва запускает ряд программ для улучшения здоровья граждан.
Строительство нового онкодиспансера в Кабардино-Балкарии
Кабмин КБР обеспечивает республику современным медицинским оборудованием.
Завершение строительства поликлиники в Нальчике
Партийцы «Единой России» проконтролировали ход работ на объекте.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией