Подаренный свет: Слепой житель Кисловодска написал оду Луи Брайлю
14.11.2022

Подаренный свет: Слепой житель Кисловодска написал оду Луи Брайлю

Эдуард Фурников, один из постоянных авторов портала SK-NEWS.RU, посвятил свою новеллу французскому тифлопедагогу, разработавшему в начале XIX века  рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей.

Эдуард Фурников, один из постоянных авторов портала SK-NEWS.RU, посвятил свою новеллу французскому тифлопедагогу, разработавшему в начале XIX века  рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей.

Названный в его честь шрифт Брайля используется и по сей день во всём мире. Брайль работал над шрифтом многие годы и в 1829 году представил начальный вариант шрифта на рассмотрение общественности.
Ставропольский блогер Эдуард Фурников, выпускник школы для слепых и слабовидящих детей живёт активной полноценной жизнью. Он считает, что язык Брайля подарили ему возможность общения с миром.
Эдуард родом из семьи священников. Священниками были его прадед и дед - Николай Архангельский, который в 1937 году был расстрелян за исповедование православия.
В раннем детстве Эдуард из-за ошибки врачей потерял зрение. Несмотря на страшную трагедию он не упал духом. Мужчина помогает людям - делает лечебный массаж, облегчая страдания больных, в том числе парализованных. Многим из своих пациентов он помог подняться на ноги.
Интернет помог расширить пространство общения Эдуарду. Благодаря программе для незрячих и слабовидящих он освоил компьютер и свободно общается в виртуальном мире на эсперанто со своими друзьями из многих стран мира.
О знакомстве с азбукой Брайля и изучении эксперанто - международном искусственном социализованном языке идёт речь в новелле Эдуарда Фурникова. Редакция портала публикует материал нашего постоянного автора с большим удовольствием в Международный день слепых, который ежегодно отмечается во всём мире 13 ноября.
Эта дата, призвана привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации.
Подаренный свет

Эдуард Фурников

Задумавшись, я машинально перебираю книги, стопкой лежащие в моём шкафу. Это не простые книги: они написаны рельефно-точечным шрифтом, который создал гениальный француз Луи Брайль. В честь его фамилии и называется этот шрифт, — шрифт Брайля. Такие книги читают те, кто по воле судьбы лишился такого бесценного дара как «видеть». Именно такие книги, испещрённые точками, им, этим людям, доступны. Среди таковых являюсь и сам я.
Моя благодарная память уносит меня в 1985 год. Я начал обучаться в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Тот период запомнился мне в мельчайших подробностях. Первое сентября. Первый звонок прозвенел для нас, тогда первоклассников. Торжественная линейка, где мы рассказывали заранее выученные стишки. И вот начался первый в моей жизни учебный год. В первое время очень важно было для нас овладеть письмом и чтением по Брайлю и в нас вкладывали немало усилий дабы обучить нас этому, на первый взгляд, столь уж непростому способу письма.

Скажу, что сначала мне очень нелегко было это делать: я постоянно испытывал сложности в написании букв, часто путал буквы, никак не мог запомнить, какой знак или буква как пишется и поэтому пришлось над этим заниматься долго и упорно.
Но через какое-то время мне стало легко учить Брайль, я с интересом тренировался в письме и потом читал мною же написанное. Если достигал желаемого, то радовался и сам. Вот так, шаг за шагом, Брайль входил в мою жизнь.

Закончился первый учебный год. Настали первые в моей жизни летние каникулы. С букварём распрощавшись, я стал читать книги. Чтобы не скучать, мы выписали журнал, который сейчас называется «Школьный вестник» (тогда назывался «советский школьник»). Я читал его с большим интересом не только самому себе, но и родителям и соседям. Они с большим интересом наблюдали за мной, как я читаю, смотря на книгу, которую я держал в руках. Охотно меня спрашивали, интересовались, как и что я читаю, спрашивали даже о школе, в которой учусь, о том, как проходят уроки и о многом другом. Это их так заинтересовало, что они с нетерпением дожидались моего приезда на каникулы, чтобы я смог поделиться и рассказать что-то интересное.

Позже, нам, не зависимо от музыкальных способностей, стали преподавать нотную грамоту на уроке пения. Я не стал музыкантом, но до сих пор помню написания нот и музыкальных знаков. Много позже я более подробно познакомился с нотописью для слепых. Я изучил нотные обозначения по книгам, что брал в школьной библиотеке.
А справочник по нотной системе Брайля стал моей настольной книгой, ведь часто бывает так, что при разучивании какого-нибудь произведения порой встречаются незнакомые обозначения и поэтому мне приходится обращаться к этой книге. Получается, что и в музыке без Брайля не обойтись.

Начиная с третьего года обучения я с интересом посещал кружок международного языка Эсперанто. И вот тогда я и узнал, что кроме русского языка по Брайлю можно писать и на других языках. Позже Эсперанто изучил по самоучителю, после этого много читал и переписывался с разными людьми даже из других стран. Интересно ведь было узнать о жизни за рубежом, да и вообще пообщаться с людьми, живущими в других государствах. И после окончания школы я не бросил Эсперанто: участвовал в слётах эсперантистов, был на конгрессе незрячих и слабовидящих эсперантистов в России, проходившем в Кисловодске в 1994 году. До сих пор помнится тот случай, когда я решил написать Катаоке Юкико, женщине из Японии, которая издавала журнал по Брайлю на Эсперанто «La fratoj» («Братья»), о котором я узнал на слёте эсперантистов, проводившемся в Кисловодске в 1998 году. Я написал ей о своём желании читать этот интересный журнал и получал его. А с некоторыми людьми я до сих пор переписываюсь на Эсперанто. Среди таковых это люди из Германии, Китая, Нидерландов, Украины, Молдавии, Белоруссии, Таджикистана, Бельгии. С некоторыми из них я теперь переписываюсь по интернету.

Седьмой год обучения знаменателен тем, что я заинтересовался краткописью. Основы немецкой краткописи у нас были на предмете немецкого языка. И вот я решил самостоятельно освоить краткопись и ни капли не жалею, что сделал это, так как она мне очень пригодилась как в школе, так и в годы обучения уже в кисловодском медицинском колледже, где я получил профессию массажиста. Там литературы по Брайлю было маловато и поэтому записанные конспекты выручали, это помогало в освоении тех или иных дисциплин. Позже такого рода стенографию я изучил как на языке Эсперанто, так и на английском.

И вот последний год обучения в колледже подошёл к концу. Сданы экзамены. Вручён диплом. Выпускной вечер. А дальше?.. Началось «свободное плавание» в океане жизни. Когда я работал, то Брайль тоже был палочкой-выручалочкой: я вёл журнал, в котором записывал имена и фамилии пациентов, ходивших ко мне принимать процедуры массажа, готовил отчёты о количестве принятых человек, процедур и многое ещё другое.

В последнее время я использую компьютер, но с Брайлем не желаю расставаться. Книги я предпочитаю читать по Брайлю потому, что в отличие от прослушивания «говорящих» больше сосредотачиваюсь на прочитанном. Книги я полюбил с самого детства и теперь не расстаюсь с ними, — выписываю интересующую меня литературу, пользуюсь услугами ставропольской краевой специализированной библиотеки для слепых в подборе тех или иных нужных книг.

Техника развивается, не стоит на месте и появились даже брайлевские принтеры и дисплеи, открывающие широкие горизонты в освоении компьютера и дающие дополнительные возможности работы с ним.

Я привык пользоваться шрифтом Брайля: пока человечество не придумало аналогов этого письма. Для меня шрифт Брайля стал «окном» в большой мир: это и получение образования, музыка, чтение книг, откуда почерпнуть можно много полезного, это и переписка, служащая своего рода общением. Зная этот уникальны шрифт, я не чувствую себя оторванным от жизни, — он мне помогает многое достичь, то есть жить полноценной жизнью.

Особую благодарность я выражаю великому французу, Луи Брайлю, который своим таким бесценным изобретением смог «зажечь и подарить свет» незрячим людям во всём мире. Спасибо тебе, Луи Брайль!
Ранее по теме: Эдуард Фурников: «Малоизвестный язык подарил мне возможность общения с миром».

Михаил Сергеев

Последние новости

День словарей и энциклопедий в научной библиотеке КБГУ

В рамках Всероссийского дня словарей и энциклопедий – 2022 научной библиотекой Кабардино-Балкарского государственного университета им.

В Предгорном округе установят на Новый год 23 ёлки

При этом новых украшений закупать не будут. До 10 декабря на территории муниципалитета планируют установить 23 новогодних ёлки.

В Ставрополе на улице Щипакина готовят к вводу в эксплуатацию школу на 1550 учащихся

Это вторая крупнейшая школа в крае, первая была построена в краевом центре в 2019 году.

Card image

У кофеварок, как и любого оборудования, могут возникать проблемы в работе, связанные с постоянным или неправильным использованием.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *