Азы научной реставрации в городе-музее
В Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике Переславля-Залесского состоялась четвёртая реставрационная выездная школа,
В Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике Переславля-Залесского состоялась четвёртая реставрационная выездная школа, в которой участвовали студенты колледжа дизайна Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова.
Молодые специалисты и студенты художественных институтов страны работали над восстановлением музейных экспонатов под руководством московского художника-реставратора первой категории Анастасии Тиньковой из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря. На этот раз участники школы восстанавливали уникальные печные изразцы XVIII века, переданные музею частным коллекционером. Школа позволила освоить новые методы работы с керамикой, по итогу были отреставрированы двадцать четыре печных изразца.
В практике приняли участие десять человек из Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Устюга и Нальчика. Колледж дизайна КБГУ представили студенты третьего курса реставрационного отделения Кантемир Коков и Таисия Биденко.
Заведующая сектором реставрации Переславля-Залесского музея-заповедника реставратор темперной живописи Любовь Левченко отметила, что совместные проекты с Союзом реставраторов идут с 2022 года, уже состоялись две школы по живописи и одна по деревянной золочёной скульптуре. В связи с тем, что в собрании музея находятся экспонаты из разных материалов, музейщики решили внести разнообразие в образовательные проекты. Сегодня они тщательно изучают возможности работы с различными материалами для создания условий для приезжающих специалистов. Идея отреставрировать изразцы продиктована желанием обновления существующей экспозиции, ведь скоро музей ждёт переезд в новые помещения, а вместе с этим будут созданы более комфортные условия для реставрационных работ.
Во время работы школы ребята узнали, что изразец – это керамическая плитка для облицовки стен и печей, с обратной стороны имеющая вид открытой коробки – румпы, с помощью которой он крепился к основе. Истоки изразца обнаружены в Киеве в X-XI веках, Старой Рязани и Владимире XII века. Их производство было возобновлено во второй половине XV века после монголо-татарского нашествия. Первыми археологи нашли русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. Помимо художественной функции, изразец несёт и утилитарную, а именно накопление тепла и его последующее равномерное излучение. Специалисты рассказали, что необлицованная печь неэффективна, гладкая глазурь изразца лучше излучает тепло, чем любая шероховатая поверхность. Такими изразцами украшали интерьеры храмов, трапезных палат, парадных княжеских и боярских теремов, а с XVIII века и позже – жилых помещений в богатых дворянских особняках и поместьях, а также в домах зажиточных горожан и сельчан. Чуть позже в связи со спросом у разных слоёв населения появился и удешевлённый продукт, с минимумом росписи или её отсутствием. Их наименования отсылают современника в далёкую историю и культуру государства российского: муравленые, терракотовые, многоцветные расписные и гладкие нерасписные – у каждого своя особенность и технология.
– За эти дни ребята очень сдружились, коллектив подобрался хороший и весёлый, было видно, что участники мотивированы, все очень старались, о чём свидетельствует результат их работы, – отметила руководитель школы Анастасия Тинькова. – Для меня это был первый опыт выездной практики и работы со студентами, до этого мне приходилось обучать стажёров, начинающих либо уже состоявшихся реставраторов, являющихся сотрудниками музеев. В первый день работы был проведён анализ текущего состояния предметов, определение этапов и объёмов реставрационных работ. Была проведена очистка и укрепление сохранившихся изразцов, потом участников посвятили в изготовление доделочной массы и восстановление утраченных фрагментов. Затем студенты приступили к выполнению мастиковки швов и сколов и к дальнейшей абразивной обработке. Финальным этапом стала тонировка восполнений и покрытие консервирующим составом. Отмечу – все работы отвечали основополагающим принципам научной реставрации, что является важным шагом в обучении профессионального реставратора, и этому было уделено особое внимание.
Делясь впечатлениями от практики, Кантемир Коков отметил, что ждал от неё интересных занятий, профессиональных навыков, комфортного общения с преподавателем и участниками. В целом школа оправдала надежды, процесс обучения был непростым, но интересным, в чём основную роль, безусловно, сыграл преподаватель, сумевший найти к каждому индивидуальный подход. С самым сложным этапом – работой с фрезером при восстановлении румпы, по словам студента, он справился хорошо и планирует в перспективе продолжить профессиональную подготовку в этом направлении.
– В культурно-образовательном центре «Эрмитаж-Кавказ» однажды мы уже пробовали работать с керамикой, поэтому у нас было некоторое представление об этом, – рассказала Таисия. – Давно мечтала попасть в Переславль, являющийся городом-музеем с богатой историей и культурой. Занятия проходили легко, в умеренном темпе, поэтому все, независимо от подготовки, справились с работой. Нам очень повезло с преподавателем, всем было уделено достаточно внимания, мы получали ответы на все возникающие вопросы и поддержку опытного специалиста. Древняя культура Переславля способствовала погружению в историю, обостряла интерес к работе и помогала справиться с трудностями.
По итогу участникам школы вручили сертификаты от Союза реставраторов России и благодарности от Переславского музея-заповедника.
Последние новости
Новые инициативы в области здравоохранения в Москве
Москва запускает ряд программ для улучшения здоровья граждан.
Строительство нового онкодиспансера в Кабардино-Балкарии
Кабмин КБР обеспечивает республику современным медицинским оборудованием.
Завершение строительства поликлиники в Нальчике
Партийцы «Единой России» проконтролировали ход работ на объекте.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований