Татьяна ЕГОРОВА: «Приоритетом в законотворческой деятельности является качество принимаемых законов»

Председатель Парламента КБР дала интервью газете «Кабардино-Балкарская правда» в преддверии Дня российского парламентаризма и рассказала о юбилейной дате законодательного органа республики,

Председатель Парламента КБР дала интервью газете «Кабардино-Балкарская правда» в преддверии Дня российского парламентаризма и рассказала о юбилейной дате законодательного органа республики, качестве и эффективности региональной законодательной базы, приоритетных задачах, стоящих перед парламентариями сегодня.

– Профессиональный праздник работников российского парламента и законодательных органов власти был установлен относительно недавно, 11 лет назад. В чем, на Ваш взгляд, важность этого праздника?

– Профессиональный праздник для людей любой профессии служит поводом ощутить значимость своего труда. И мы в этом плане не исключение. Вместе с тем рассматривать День парламентаризма как профессиональный праздник в привычном нам понимании можно с определённой долей условности. Парламентарии являются представителями самых разных сфер жизнедеятельности и слоёв общества. И в этом смысле важность этого праздника, на мой взгляд, в том, что он символизирует народовластие.

День российского парламентаризма приурочен к исторической дате –27 апреля 1906 года начала работу Государственная Дума Российской Империи. Хотя празднику не так много лет, он уже имеет свои традиции. В частности, в этот день проходит заседание Совета законодателей РФ, в состав которого помимо представителей палат Федерального Собрания входят председатели законодательных органов субъектов Российской Федерации. Не случайно, оно проводится в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце, где состоялось первое заседание Государственной Думы.

Ежегодно в этот день с членами Совета законодателей встречается Президент РФ В. В. Путин. Безусловно, это знак особого внимания и высокой оценки значимости парламентской деятельности.

Повестка работы Совета законодателей отнюдь не праздничная: она посвящена наиболее актуальным вопросам для страны на данном этапе. На предстоящем заседании мы рассмотрим вопросы, связанные с мерами социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей, бюджетной политики и межбюджетных отношений.

– В этом году мы отмечаем важную дату – 30-летие Парламента Кабардино-Балкарии. Вы давно работаете в законодательном органе и можете рассказать, как менялся Парламент и какой сегодня законодательный орган нашей республики.

– Орган власти в основе своей – всегда отражение времени, в рамках которого он существует. За 30 лет Парламент Кабардино-Балкарской Республики претерпел серьёзные трансформации и менялся вместе со страной, реализуя цели и задачи, которые отводились органам законодательной власти субъектов на каждом конкретном этапе исторического развития.

Период становления Парламента республики пришёлся на очень непростое время для всей страны. Это было время кардинальных перемен и потрясений. В этих условиях проведение правовой реформы приобретало особую значимость. И с этой задачей депутаты успешно справились.

– Первые два созыва Парламент республики состоял из двух равноправных палат – Совета Республики и Совета Представителей, что было связано с необходимостью, прежде всего, стабилизации общественно-политической ситуации в республике, более полного представительства в законодательном органе интересов различных национальностей, возрастных и социальных групп населения, создания сбалансированной системы учёта интересов местных территорий.

В 2003 году на смену двухпалатному пришёл однопалатный Парламент. Это было связано со стабилизацией общественно-политической обстановки, нововведениями в федеральном законодательстве. Если раньше депутатами могли быть руководители органов местного самоуправления, представители иных ветвей власти и правоохранительных структур, то теперь подобное совмещение стало недопустимым. Полагаю, этот момент стал ещё одним важным этапом становления парламентаризма как самостоятельной ветви власти. Развитие политической системы страны, либерализация законодательства о политических партиях вносили в последующие годы свои коррективы в порядок формирования и работу законодательных органов субъектов страны.

В Парламентах III-V созывов были скорректированы система избрания, общая численность депутатского корпуса. Нынешний, уже VI созыв Парламента состоит из 70 депутатов, представляющих пять общероссийских политических партий. Выборы проходят по партийным спискам.

Менялись и внутренняя структура Парламента, состав депутатского корпуса, расстановка политических сил. Но, главное, реализуя основные направления своей деятельности, Парламент всегда оставался площадкой для диалога: диалога власти с обществом, диалога разных политических платформ и подходов, диалога с оппозицией, со всеми конструктивно настроенными силами, которые хотят видеть Россию сильной и самодостаточной и готовы для этого прилагать свои знания и силы.

Несмотря на относительно недолгую историю своего существования, Парламент Кабардино-Балкарии внёс значимый вклад в становление и развитие государственности республики.

– Какие результаты деятельности Парламента КБР Вы считаете самыми важными, что является критерием эффективности работы законодательного органа?

– Эффективность законодательного органа невозможно определить с помощью каких-либо правил и формул. Главная наша задача – обеспечить эффективную связь государственной власти с гражданами, учёт интересов и мнений избирателей при принятии решений по важным вопросам жизни общества.

Здесь надо исходить из основных направлений деятельности законодательного органа: законодательной, контрольной и представительной.

Приоритетом в законотворческой деятельности для нас является не количество, а качество принимаемых законов. Мы исходим из того, что законы должны появляться тогда и постольку, когда и поскольку в них имеется объективная необходимость, продиктованная, в свою очередь, требованиями и вызовами, возникающими в обществе и государстве.

Во главе угла стоит принятие своевременных решений и формирование стабильной законодательной базы, направленной на обеспечение устойчивого социально-экономического развития республики, которая должна дополнять и усиливать федеральные законодательные нормы с учётом национальных, культурных, исторических особенностей нашего региона.

Что касается качества и эффективности нашей законодательной базы, то она отмечается не только коллегами из регионов, но и на федеральном уровне. Это и является основным критерием, по которому судят о нашей работе.

Не менее важное значение имеет надлежащее исполнение принятых законов. Поэтому нам как законодателям нужно держать руку на пульсе, проводить анализ эффективности того или иного закона. Одним словом, должна быть обеспечена постоянная обратная связь с правоприменителями. Примером этому может служить работа депутатского корпуса, проведённая над республиканскими законами «О бесплатной юридической помощи в КБР», «О Красной книге КБР», «Об особо охраняемых природных территориях КБР». По ним выработаны и опробованы на практике основные элементы контроля за исполнением законов, налажена их взаимосвязь, и, что важно, видны положительные результаты.

Расширяется спектр используемых инструментов для осуществления парламентского контроля, внедряются в практику новые, направленные на обеспечение его результативности, и главное, эффективности. В частности, наряду с традиционными и предусмотренными российским законодательством формами парламентского контроля, нами используются и собственные, выработанные в Парламенте формы, такие, как «час комитета», в рамках которого коллеги выносят на рассмотрение наиболее острые проблемы по курируемым сферам деятельности. В практику вошли и выездные заседания президиума Парламента с участием руководителей муниципалитетов, на которых депутаты не только знакомятся с состоянием дел на местах, но и проводят личный приём граждан. Ключевым фактором контроля считаем регулярный мониторинг исполнения принятых решений, который, как показала практика, существенно повышает их эффективность.

Большое внимание уделяется и осуществлению представительных функций. Практически все мероприятия республиканского и муниципального уровней проходят при непосредственном участии парламентариев. Нашей многолетней доброй традицией является персональное закрепление депутатов за ветеранами Великой Отечественной войны, оказание им необходимой помощи по различным, вплоть до бытовых, вопросам. Нашими «подопечными» являются проживающие в специализированных стационарных учреждениях дети-сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья, также нуждающиеся в постоянной заботе и помощи. Сегодня мы шефствуем над шестью такими учреждениями. Значительное внимание парламентарии уделяют работе по привлечению людей с ограниченными возможностями здоровья к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Не один год депутаты Парламента поддерживают спортивно-адаптивную школу, расположенную в Нальчике. Инициировано создание аналогичных центров и в муниципальных районах.

Думаю, с работой по всем этим направлениям мы успешно справляемся.

– Парламент нашей республики является одним из лидеров среди законодательных собраний субъектов страны по количеству внесённых в Государственную Думу ФС РФ инициатив, принявших форму закона. Несколько месяцев назад в качестве законодательной инициативы Парламентом был внесён проект федерального закона, предусматривающий изменения в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Расскажите, пожалуйста, о целях документа и какова его судьба.

– Да, действительно, Парламент республики важное значение придаёт участию в федеральном законодательном процессе. Это направление деятельности особенно активизировалось в работе прошлого и нынешнего созывов. За этот период внесено 32 проекта федеральных законов, из которых 14 приняты и вступили в силу, ещё четыре находятся на рассмотрении.

Что касается обозначенной вами инициативы, то следует отметить, что одной из наиболее нуждающихся в государственной социальной поддержке категорий граждан являются дети-сироты. Действующий Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», гарантируя им предоставление благоустроенного жилья, предусматривает исключение их из списка очередников в случае смерти или объявления умершими.

Вместе с тем среди участников специальной военной операции немало детей-сирот, как призванных по мобилизации, так и добровольцев, которые с ежедневным риском для жизни выполняют боевые задачи по защите безопасности нашей страны.

Подготовленный законопроект предусматривает сохранение права на получение жилья за несовершеннолетними детьми и не вступившими в повторный брак супругами детей-сирот, погибших или пропавших без вести и объявленных умершими вследствие участия в специальной военной операции.

Полагаем обоснованным и справедливым, отвечающим принципу социального государства выполнение им своего обязательства перед теми гражданами из вышеназванной категории, кто отдал свою жизнь за Родину, путём предоставления жилого помещения членам семьи погибшего.

В свою очередь, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, отправляясь выполнять свой воинский долг, будут уверены, что в случае их гибели Родина не оставит без обещанного им и, соответственно, их семьям жилья.

Считаем принципиально важным, чтобы действие предлагаемого закона распространялось на период с даты начала СВО.

На данном этапе инициатива поддержана всеми законодательными органами субъектов РФ. Надеемся на её принятие Государственной Думой.

– Помимо законотворческой деятельности, на какие направления работы Парламент обращает особое внимание сегодня?

– Приоритеты нашей деятельности, прежде всего, определяются текущей политикой Российской Федерации, нуждами и интересами народа Кабардино-Балкарии, а также задачами, поставленными в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ, Послании Главы КБР К.В.Кокова Парламенту республики.

Сегодня в центре внимания депутатов находятся вопросы поддержки участников СВО и членов их семей. Наверное, не будет преувеличением сказать, что вся страна, здоровые силы общества вовлечены в эту работу и прилагают максимум усилий для оказания необходимой помощи тем, кто защищает интересы нашей Родины.

Мы оперативно реагируем на поступающие обращения граждан, касающиеся участия в специальной военной операции, предоставления её участникам и их семьям мер социальной поддержки, принимаем все зависящие от нас меры по решению поднимаемых ими вопросов.

Депутаты активно участвуют в оказании гуманитарной помощи мобилизованным и добровольцам. За прошедший период в зону СВО не раз была организована доставка грузов от Парламента. Это и одежда, и снаряжение, и продукты питания. Работа в этом направлении будет вестись на постоянной основе.

Вопросы патриотического, духовно-нравственного воспитания молодёжи всегда были и будут оставаться неотъемлемой частью повестки Парламента КБР. Принятый в конце прошлого года Указ Президента РФ В. В. Путина от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» без преувеличения можно назвать стратегически важным документом. Для достижения поставленных Президентом нашей страны целей нам предстоит реализовать целый комплекс неотложных, а самое главное эффективных мер, направленных на сохранение культурных, духовных корней, которые формировались у наших народов веками, не раз сберегали наше государство на самых сложных поворотах истории. Мы стараемся, чтобы эта работа проводилась неформально. В рамках «Государственного часа» депутаты проводят встречи с представителями подрастающего поколения, в ходе которых знакомят их с деятельностью законодательного органа и говорят о важных для всех граждан вещах, отвечают на интересующие молодых людей вопросы.

Мы продолжаем добрую традицию: проведение республиканского этапа Всероссийской акции «Мы – граждане России!», в рамках которого в торжественной обстановке детям, добившимся успехов в учёбе, спорте, творчестве и общественной работе, а также детям из малообеспеченных семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вручается главный документ – паспорт гражданина Российской Федерации.

Любовь к Родине, знание её истории, сбережение нашей богатой культуры и духовно-нравственных ценностей – это наш священный долг перед прошлыми и грядущими поколениями, залог сохранения нашей российской идентичности, а для кабардинского, балкарского, других народов Северного Кавказа – это стержень национального менталитета, основа культурного кода, само условие существования и гарантия от растворения в мировой цивилизации.

– Татьяна Борисовна, благодарю Вас за беседу.

Беседовала Марьяна БЕЛГОРОКОВА

Последние новости

Новое отделение скорой помощи открывается в КБР

Республиканская клиническая больница готовится к введению в эксплуатацию нового корпуса стационарной скорой помощи.

Нарушения в организации питания школьников в Черекском районе

Прокуратура выявила ряд нарушений в образовательных учреждениях, касающихся питания учащихся.

Новые инициативы в области образования в региональных школах

Обсуждение реформ, направленных на улучшение качества образования.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Гатчине

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *