Не учли все обстоятельства
Работающая пенсионерка обратилась в суд, чтобы установить в местном отделении Пенсионного фонда, что на её иждивении находится внучка-инвалид, и сделать перерасчёт фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Работающая пенсионерка обратилась в суд, чтобы установить в местном отделении Пенсионного фонда, что на её иждивении находится внучка-инвалид, и сделать перерасчёт фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Она опекун внучки, имеющей первую группу инвалидности с детства (девочка не ходит, не разговаривает, не может себя обслуживать, состоит на врачебном учёте по ДЦП, сахарному диабету и психическому расстройству). С 2015 г. суд признал внучку недееспособной. Бабушка ухаживает за внучкой, покупает ей лекарства и специальное питание, платит за лечебную физкультуру и терапию. Её пенсии, зарплаты и доплаты внучки за инвалидность не хватает. В 2019 году она попросила Пенсионный фонд повысить фиксированную выплату к своей страховой пенсии, так как содержит внучку, но положительного ответа не получила и поэтому была вынуждена обратиться в суд.
Суд первой инстанции бабушке в иске отказал. В решении отмечалось, что её зарплата в 15 тысяч рублей выше прожиточного минимума, пенсия по старости (17 646 рублей) хоть и ненамного, но превышает пособие по инвалидности внучки. А то, что бабушка тратится на содержание инвалида, суд посчитал «недостаточным и безусловным доказательством».
Апелляция с этим решением полностью согласилась, как позже и кассация.
Но пожилая женщина не опустила руки и дошла до высшей судебной инстанции страны. Верховный суд Российской Федерации её исковое требование удовлетворил, а принятые судебные акты нижестоящих судов отменил как основанные на неправильном применении и толковании норм материального права. Право на повышенную выплату к страховой пенсии по старости и по инвалидности и перерасчёт её размера связывается с наличием у пенсионера на иждивении нетрудоспособного члена семьи. При этом, как особо подчеркнули судьи, наличие у нетрудоспособного члена семьи собственного дохода не исключает факта нахождения его на иждивении пенсионера. Первая инстанция и апелляция не дали правильной оценки доводам пенсионерки, что уход за внучкой-инвалидом – большие материальные затраты, которые не покрываются деньгами, которые выплачивают внучке.
Судьи Верховного суда Российской Федерации особо выделили следующий момент: местные суды обязаны были выяснить, находится ли внучка на иждивении бабушки-опекуна, может ли внучка-инвалид первой группы с детства и недееспособная, сама себя обслуживать – покупать лекарства, одежду, питание, вести домашнее хозяйство, оплачивать коммунальные услуги и так далее. Все эти обстоятельства, по мнению Верховного суда, имеющие ключевое значение для дела, местные суды не устанавливали.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ заявила, что по точно таким же обстоятельствам 22 апреля 2020 года было принято постановление Конституционного суда РФ. В нём отмечено, что для признания инвалида с детства находящимся на иждивении не имеет значения соотношение размеров дохода самого инвалида и его родителя, поскольку помощь, которую ему оказывают, может выражаться не только в деньгах, но и в других формах, требующих определённых денежных затрат. Имеется в виду покупка одежды, еды, лекарств, оплата медицинских услуг и вообще обеспечение инвалида.
Решения нижестоящих судов были отменены, при пересмотре иска с учётом сделанных ВС РФ разъяснений требования пенсионерки-опекуна внучки-инвалида были удовлетворены.
Последние новости
Конкурс культурных организаций: развитие местных сообществ через искусство
Культурные инициативы становятся центрами для молодежи и местных сообществ.
Активисты поздравили ветерана труда в Чегемском районе
Чегемские активисты уделили внимание пожилым людям в День пожилого человека.
Современное обновление сельского хозяйства в Северной Осетии
Аграрии региона переходят на новые технологии и оборудование.
Исследуйте Красоту Беларуси
Путешествие к Мирскому и Несвижскому Замкам с Арендой Автомобиля