Обучение и развитие персонала в организации

Обучение и развитие персонала в организации

В условиях современного рынка, ни один сотрудник не может обойтись только профессиональными навыками, чтобы успешно справляться с текущими задачами компании. Конкуренция требует постоянного совершенствования и новых знаний, поэтому развитие персонала становится ключевым фактором успеха бизнеса.

Для этого необходимо уделять внимание принципам, которые лежат в основе работы "кузницы кадров". Эти принципы определяют подход к усовершенствованию и развитию персонала компании. Какие же способы помогают реализовать эти принципы, давайте рассмотрим далее.

Управление персоналом в организации – это не просто найти и нанять работников для заполнения вакансий. Существует множество направлений в управлении персоналом, и одним из них является обучение и адаптация сотрудников.

Прежде всего, необходимо различать адаптацию и обучение. Адаптация направлена на то, чтобы новый сотрудник освоил нормы, правила и процессы работы в компании в целом и в конкретном подразделении в частности. Этот процесс происходит как для новых сотрудников, так и для тех, кто переводится в другой отдел или филиал.

В то же время, обучение персонала направлено на расширение профессиональных компетенций. Это же является частью стратегии компании в целом и может планироваться в зависимости от технической модернизации и других факторов.

Обучением занимаются специалисты отдела персонала, которые могут использовать различные методы для выявления потребности в обучении. Это могут быть методы, такие как аудит личного дела сотрудника, анализ деятельности сотрудника, сбор заявок на обучение или аттестация сотрудников.

Обучение персонала можно организовать с помощью внутрифирменных ресурсов или отдать на аутсорсинг. Обучение внутри фирмы обеспечивает безотрывность от производства, привязку к нуждам компании. Тем не менее, оно может привести к отсутствию притока новых идей и методов. Внешнее обучение может использоваться, если внутри компании нет достаточных кадровых ресурсов. Однако он может быть более затратным и общим.

Различные методы подходят для разных случаев. Руководство может использовать различные сценарии и комбинации обучения и адаптации, в зависимости от цели, которую оно хочет достичь. Например, в случае потребности в повышении уровня английского языка у сотрудников, аттестация может помочь выявить наиболее подходящий метод обучения для разных групп сотрудников.

Комбинация обучения и адаптации может быть сильной стороной организации, повышая профессиональный уровень и улучшая качество работы сотрудников. Такой подход не будет привлекать только опытных кандидатов, но и поможет организации найти подходящих кандидатов для работы над различными видами проектов.

Существует две формы обучения персонала: внутренняя и внешняя. Выбирая любую из них, необходимо определить подходящий метод обучения.

Внутри компании:

  • Инструктаж. Новому сотруднику предоставляется общая информация о работе: например, правила использования оборудования, меры техники безопасности и т.д. Инструктаж проходят все без исключения сотрудники в той или иной форме.
  • Ротация. Временный перевод сотрудника в другое подразделение для получения нового опыта или профессиональной квалификации. Например, работа в одном из наиболее успешных филиалов компании помогает перенять практический опыт и внедрить его в своем подразделении.
  • Наставничество. Форма наставничества, называемая баддинг, популярна в Великобритании. Она подразумевает равноправное общение между наставником и его подопечным. Наставники, как правило, являются амбициозными сотрудниками, которым интересно делиться своим опытом и которые хотят продвигаться по карьерной лестнице.
  • Shadowing. Компании, взаимодействующие с университетами и колледжами, могут использовать этот метод при отборе выпускников в штат. Студентам старших курсов предлагается провести один или несколько рабочих дней вместе со специалистом в режиме его «тени». Это простой, недорогой и эффективный метод, позволяющий познакомить студента с профессией в реальных условиях и понять, нравится ли ему эта работа.

Вне компании:

  • Курсы повышения квалификации или тренинги. Включают в себя лекции, семинары, разбор кейсов, деловые игры. Могут быть дистанционными или модульными. Однако недостатком являются высокие затраты и низкая мотивация обучаемых, которые часто воспринимают обучение как формальность.
  • Самообучение. В идеале специалисты должны постоянно заниматься самообучением: читать специализированную литературу, участвовать в вебинарах, общаться на профессиональных форумах. Однако на практике этим занимаются далеко не все.
  • Конференции. Мероприятия по обмену опытом и налаживанию деловых связей. Положительно сказываются на имидже компании в целом и упрочняют деловую репутацию участвующих сотрудников.

Внутри и вне компании:

  • Secondment. Разновидность ротации, позволяющая сотруднику получить опыт не только в другом департаменте своей фирмы, но и в другой компании. Например, менеджеров могут направить в благотворительный фонд, чтобы перенять отдельные методы проектной работы. В России этот метод не распространен, но в Европе используется очень активно.

Правильный выбор и чередование методов обучения возможны только при наличии системы развития персонала.

Система развития персонала является неотъемлемой частью профессионального роста работников, а также повышения их компетенций. Эта система включает в себя несколько ключевых элементов:

  • Оценка уровня профессионализма и личных качеств сотрудников, определение тех моментов, в которых требуется усовершенствование путем обучения.
  • Мотивация работников к обучению.
  • Выбор наиболее эффективных подходов и методов обучения, которые позволят лучше усвоить необходимые знания.
  • Организация обучения и контрольные мероприятия.
  • Анализ результатов для дальнейшей работы с персоналом.

Кроме того, обратная связь от работников является важным элементом для совершенствования системы развития персонала.

Необходимо отметить, что обучение одного сотрудника может потребовать достаточно большого числа контактов внутри компании, а создание системы развития персонала требует идеальной коммуникации между HR-отделом или отделом обучения, руководителями и сотрудниками. Хорошие взаимоотношения между работниками и компанией мотивируют персонал на успешное обучение и повышение своего профессионального уровня. Важно также, чтобы обучение было реализовано с помощью эффективных методов, которые сочетают в себе участие различных людей и использование многофункциональных инструментов.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *