Выездные и камеральные налоговые проверки: сходство и отличия
Федеральная налоговая служба России (ФНС) доначислила почти 138 млрд рублей в федеральный бюджет в 2021 году в результате налоговых проверок, согласно официальному сайту ФНС России.
Одной из главных целей каждой налоговой проверки является контроль за соблюдением компанией налогового законодательства и соответствия суммы уплаченных налогов и сборов действительности. Однако, налоговые проверки самого разного рода, поэтому они могут отличаться по своим особенностям.
Компании имеют огромное количество работы при подготовке необходимых документов и их предоставлении налоговым органам, чтобы убедиться в соблюдении налогового законодательства.
Камеральная или выездная налоговая проверка?
Все налоговые проверки проводятся путем сопоставления данных, указанных компанией в налоговой отчетности, с реальным состоянием ее деятельности.
Камеральная и выездная налоговые проверки являются двумя видами налоговых проверок.
Камеральная налоговая проверка проводится регулярно на основе документов, которые предоставляет компания в контролирующие органы, а также на основании данных, которые уже имеются у налоговых органов. Эта процедура проходит без непосредственного участия компании. Целью камеральной проверки является выявление и предотвращение налоговых нарушений, контроль соблюдения законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, взыскание сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и наложение налоговых санкций.
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения компании, а ее инициатором является руководитель налоговой инспекции или его заместитель. Целью этой проверки является контроль соблюдения налогового законодательства и правильность исчисления налогов, взыскание недоимок по налогам и пеней, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений и предупреждение налоговых правонарушений.
Сопровождение налоговой проверки может помочь оценить риск проведения внеплановой налоговой проверки и дать рекомендации по ее проведению с наименьшими потерями. Выездная проверка проводится выборочно и требует предварительной подготовки компании.
Основные отличия камеральной и выездной налоговой проверок заключаются в том, что камеральная проверка проводится в ИФНС без участия представителей компании, а инспектор анализирует только поданную декларацию. Выездная проверка проводится на предприятии с инспектированием объектов и проверкой нескольких видов налогов. Также для проведения выездной проверки требуется специальное решение руководителя налогового органа.
Порядок проведения налоговых проверок: сравнение камеральных и выездных
Обязательность в правильности исчисления и уплаты налогов является общей для камеральной и выездной налоговых проверок, однако есть некоторые различия между этими видами проверок:
1. Основание для проверки: при камеральных налоговых проверках компании самостоятельно подают декларацию в ИФНС без распоряжения инспекции. В то же время, выездные проверки проводятся только при подозрении в недостаточной аккуратности в налоговых расчетах либо при включении компании в план проверок ФНС.
2. Предмет проверки: выездная налоговая проверка включает более детальное изучение документации, возможных налоговых уклонений и других серьезных недочетов. Во время выездной проверки сотрудники ФНС могут проверить не только один вид налогов, но и правильность расчетов и уплаты сразу нескольких платежей. В рамках камеральной проверки фискальные органы проверяют только ошибки и правильность расчетов, а также своевременность подачи документов.
3. Место проведения проверки: камеральные проверки проводятся без выезда инспектора на территорию проверяемой организации - все работы происходят в кабинетах сотрудников ФНС. Выездные проверки проводятся на месте у налогоплательщика, хотя при невозможности предоставления проверяемого места, проверка может происходить на территории инспекции.
4. Сроки проведения налоговой проверки: для камеральной проверки установлен срок в три месяца с момента подачи документов в ИФНС, обычно документы предоставляются один раз в квартал. Если были найдены неточности или намеренные искажения в документации, то сроки проверки могут быть увеличены. Выездные проверки обычно проводятся в течение двух месяцев, но могут продляться до четырех или шести месяцев в некоторых случаях, основанных на Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189Приказ Федеральной налоговой службы от 8 мая 2015 года N MMB-7-2/189@.
Оспаривание результатов проверки
Решение о штрафах и доначислениях, как результат налоговой проверки, может быть оспорено. Для этого стоит обратиться к компетентным специалистам, которые разбираются в налоговом законодательстве.
При необходимости увеличения срока проведения выездной налоговой проверки, несколько факторов могут повлиять на это, в том числе:
- юридическое лицо входит в список крупнейших налогоплательщиков;
- в ходе проверки было оказано противодействие сотрудникам ФНС (например, не были предоставлены все документы);
- были получены сведения о нарушении компанией законодательства об уплате налогов и сборов со стороны других контролирующих органов;
- возникла форс-мажорная ситуация в процессе проведения проверки;
- у налогоплательщика имеется несколько структурных подразделений - если их количество составляет менее четырех, то сроки увеличиваются до четырех месяцев, если же больше - до шести месяцев.
Специалисты налоговой службы проводят проверки у предпринимателей, чтобы выявить ошибки или нарушения в документации. Если всё в порядке, то предприниматель даже не узнает об интересе налоговой к его персоне. Камеральная налоговая проверка заканчивается выдачей акта, который отправляется администрации только в случае наличия нарушений. По итогам проверки ФНС может запросить уточненную налоговую декларацию, уведомить о необходимости доплаты налогов и пеней. Если же организация не соблюдает сроки подачи декларации, ей придётся оплатить штраф.
Результаты выездной налоговой проверки подводятся в специальную справку, а после этого составляется акт. Решение по результатам проверки выносится на основе данного документа и вручается руководству компании или уполномоченному лицу. Выявленные нарушения могут привести к доначислению налогов, а также наказанию в виде штрафов и пеней. Если налоговики определят, что нарушения были умышленными, то на организацию может быть наложен штраф в размере 40% от начислений и пеней.
Чтобы оценить налоговые риски и подготовиться к налоговым проверкам, лучше обратиться в компанию с положительной репутацией и большим опытом в этой сфере. Оспаривать решение налоговой службы сложно, обычно суд принимает сторону ФНС. Если во время выездной проверки выявлены нарушения, может быть возбуждено уголовное дело или же налоговый орган может предложить процедуру банкротства компании. При этом владелец или руководитель организации может быть привлечён к субсидиарной ответственности.
Руководитель налоговой практики компании «КСК ГРУПП», кандидат юридических наук Роман Шишкин, дал ценные советы о подготовке организации к налоговой проверке. Если камеральная налоговая проверка превращается в выездную, то необходимо подготовить документы и сотрудников таким образом, чтобы отстоять свою правоту в суде или на этапе досудебных разбирательств. Задача инспектора — доказать нарушения закона со стороны компании. К сожалению, инспекция не будет предупреждать о дате своего приезда и вправе нанести визит в любое время после вручения решения об инициации проверки. Не следует забывать об уведомлении всех постоянных контрагентов об ожидаемой проверке, для того чтобы они могли подготовить необходимые документы для подтверждения сделок.
Выездная налоговая проверка является наиболее сложной для организаций. Не всегда можно положиться на сотрудников своей компании или успеть самостоятельно изучить все нововведения в налоговое законодательство в короткий срок. В такой ситуации всегда можно обратиться за помощью к независимому специалисту в области аудита. Эксперты оказывают неоценимую помощь в случае оспаривания налоговых доначислений, подчеркивает Роман Шишкин.
По словам специалистов аудиторско-консалтинговой группы «КСК ГРУПП», заниматься оспариванием налоговых доначислений не раз приходилось. Например, компания, занимавшаяся поставкой угля, столкнулась с предъявлением доначислений в размере 10 млн рублей благодаря выездной налоговой проверке. Однако консультанты «КСК ГРУПП» сумели помочь клиенту до конца, их эксперты смогли оспорить решение ФНС о доначислениях, чтобы доказать, что сделки фиктивными не были. Подобный результат говорит о высоком профессионализме экспертов и их готовности к профессиональному анализу проблемы.
Не следует забывать, что главная задача клиента — получить решение своей задачи с заранее просчитанным экономическим эффектом. Компания «КСК ГРУПП» подтверждает свой профессионализм и лидирует в топовых рейтингах юридических и консалтинговых компаний в России.
ООО «КСК» имеет ИНН — 7725685410, ОГРН — 1107746010052. ООО «КСК АУДИТ» имеет ИНН — 7725546209, ОГРН — 1057747830337.
Фото: freepik.com