3D-технологии моделирования и визуализации в бизнесе: перспективы применения и актуальные решения
Сейчас информации становится все больше и больше, что затрудняет ее понимание, особенно в случае технических вопросов. Кроме того, производственные процессы тоже становятся все более сложными. Качество выпускаемой продукции является очень важным критерием, и для этого необходимо уменьшить количество ошибок на всех этапах производства, начиная со стадии проектирования. Одним из решений этой проблемы является использование 3D-технологий, которые позволяют точно визуализировать реальные объекты и окружающую среду, детализировать проектируемые объекты и обеспечивать пользователей полным погружением в требуемую атмосферу.
Именно благодаря 3D-решениям можно повысить эффективность бизнеса и производства. Но как именно это происходит? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно совершить небольшую экскурсию в виртуальную реальность.
Персистентное улучшение компьютерной техники и программного обеспечения сделало 3D технологии доступными и популярными. Сегодня, вместо традиционных макетов, 3D модели широко используются в проектировании для проработки мельчайших деталей или крупных фрагментов, а также в качестве инструмента в маркетинге, интерактивном обучении и презентациях.
Для создания трехмерных моделей, используются специализированные программы. 3D моделирование может иметь несколько вариантов:
- Фотореалистичные изображения, которые могут быть показаны на обычном мониторе, а также распечатаны с помощью 3D принтера.
- Стереоизображения для просмотра на обычном мониторе через специализированные поляризационные очки или на стереоскопическом 3D мониторе.
- Создание компьютерных голограмм.
Для создания максимально реалистичного изображения, трехмерной модели объекта присваивают текстуры (визуальные свойства материала), производят illumination (освещение) и создают анимацию.
Новые направления использования трехмерных изображений в бизнесе постоянно расширяются. В настоящее время 3D-технологии активно применяются в различных областях, таких как архитектура и дизайн интерьеров, промышленный дизайн, машиностроение, образование, реклама, нефте- и газодобыча, безопасность промышленных объектов, управление воздушным движением, компьютерные игры и симуляторы, медицинская диагностика, научные исследования, киноиндустрия и шоу-бизнес.
В мировой индустрии 3D-технологий наибольшее количество продуктов предоставляют EON Reality, Autodesk и Mitsubishi Electric Europe B.V. В России этот рынок начал активно развиваться около 10-15 лет назад, и уже появились десятки крупных компаний специализирующихся на 3D-тренажерах и симуляторах.
В сфере создания систем виртуальной реальности технологии активно используют компании "3D Лига", VE Group и Nettle. Однако, чтобы развивать эту индустрию в России, необходимы специалисты по направлению 3D-контента.
3D-технологии широко используются в бизнесе в разных областях. Данные от EON Reality подтверждают, что использование интерактивных 3D-технологий в обучении может повысить на 80% запоминаемость учебного материала. Симуляторы и тренажеры пилотов, водителей транспорта и спецтехники предоставляют возможность моделирования реальных ситуаций и высвобождают огромное количество реально существующего дорогостоящего оборудования. Американская компания Acacia Research Group оценивает, что мировой объем расходов на 3D-визуализацию, симуляцию и обучение в 2015 году может достигнуть до $20 млрд в оборонном секторе.
3D-визуализация помогает при создании и эксплуатации зданий, сооружений и их комплексов, позволяя увидеть проект со всех сторон, более четко визуализировать конструктивные элементы и найти новые варианты зонирования пространства. Это в свою очередь, способно значительно сократить временные и финансовые затраты на проектирование.
Также, 3D-технологии используются в создании рекламных роликов. Они предоставляют высокий уровень зрелищности, не требуют сложной организации съемок, привлечения актеров и технических средств. Кроме того, художественные и анимационные фильмы в формате 3D нашли свои почитателей в репертуарах крупных кинотеатров и на домашних 3D-телевизорах.
Интернет-торговля также находится на подъеме, что требует более подробной визуализации товаров, чем обычные двухмерные фотографии. По исследованиям Autodesk, около 60% пользователей выражают большую заинтересованность в продукции с трехмерной инструкцией по эксплуатации, и около 80% – в трехмерных изображениях самой продукции.
Традиционные магазины одежды используют 3D-технологии для виртуальных примерочных. Такой подход значительно сокращает время на подбор товара.
3D-технологии сегодня применяются крупнейшими мировыми компаниями, такими как Boeing, Sudzuki, Lexus, BP, Peugeot Citroen, Land-Rover, Jaguar, РосАтом и ЛукОйл.
Современные решения для бизнеса
В настоящее время существует несколько типов 3D-систем, которые используются в различных отраслях бизнеса. Одним из самых распространенных и доступных является одноэкранные 3D-системы. Они не требуют особых условий для эксплуатации, что делает их мобильными и подходящими для применения в различных сферах.
Другой тип 3D-систем – это мультидисплейные системы, также известные как видеостены. Они позволяют сшивать изображения с нескольких дисплеев, создавая тем самым единое изображение любого размера. Видеостены широко используются в индустрии мероприятий, компьютерных играх, на выставках и презентациях.
Персональные системы погружения в виртуальную реальность – это индивидуальные рабочие места, которые могут быть специально разработаны или собраны из готовых решений. Такие системы созданы для научных, учебных и развлекательных целей.
Системы дополненной реальности сочетают в себе реальные и виртуальные элементы. Они используются для создания интерактивных примерочных, распознавания движений и жестов пользователя, а также для автоматизации бизнес-процессов на предприятиях и в складских помещениях.
Если на заре становления 3D-технологий они были доступны только крупным заказчикам, то в настоящее время компьютерные 3D-разработки все больше используются в корпоративном сегменте благодаря развитию технологий и уменьшению стоимости.